К личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология кол­лективного взаимообучения А. Г. Ривина и его учеников.

Методики А.Т. Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)», «ра­бота учащихся в парах сменного состава».

Преимущества КСО:

-       в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются на­выки логического мышления и понимания;

-       в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

-       каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

-       повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

-       отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в пону­кании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в кол­лективе;

-       формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и спо­собностей, достоинств и ограничений;

обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увели­чивает число ассоциативных связей, что обеспечивает более прочное усвоение.

Варианты работы в парах:

-                  статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников,меняющихся ролями «учитель» — «ученик»; так могут заниматься два слабых уче­ника, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;

-                  динамическая пара: выбирают четверых учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнёром, причём каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т. п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;

-                  вариационная пара, в которой каждый участник группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Определено, что когда человек обучает других, он запоминает до 95% изу­чаемого материала.