Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Одной из важнейших характеристик кейс-метода является  умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу.  Однако главное его предназначение - развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, другими словами научиться работать с информацией.  Ситуационные задачи могут быть связаны с проблемами прошлого, настоящего и даже будущего времени.

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций. Самый распространенный метод ситуационного анализа – традиционный анализ конкретных ситуаций (АКС) классического типа (по гарвардской технологии) – это глубокое и детальное исследование реальной или имитированной ситуации. Разновидностями метода АКС, часто используемых в процессе обучения, являются ситуационное упражнение и метод ситуационного анализа – кейс-стади.

Цели метода анализа ситуаций:

-        развитие навыков анализа и критического мышления

-        соединение теории и практики

-        представление примеров принимаемых решений

-        демонстрация различных позиций и точек зрения

-        формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности

-        обучение слушателей, как индивидуально, так и в составе группы анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Помимо этих целей при  применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты, обучаемые:

-        получают коммуникативные навыки

-        развивают презентационные умения

-        формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения

-        приобретают экспертные умения и навыки

-        учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы.

К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс,  относятся:

·     метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций , ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади)

·     метод инцидента;

·     метод ситуационно-ролевых игр;

·     метод разбора деловой корреспонденции;

·     игровое проектирование;

·     метод дискуссии.

Технологическая схема создания кейса

 Определение того раздела учебной программы, которому посвящена ситуация, описывающая проблему. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом. Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели (обратить внимание, что вид ситуации надо выбрать: жизненная, учебная, научная). Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке. Определение источников и методов сбора информации. Выбор техник работы с данным кейсом. Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (составление листа оценки). Создание заданной модели. Апробация в процессе обучения.

Случай должен удовлетворять следующим требованиям:

  Случай должен быть приближенным к жизни и действительности и оформленным таким образом, чтобы позволял установить непосредственную связь с жизненным опытом.

  Случай должен предоставить возможность интерпретации с точки зрения участников.

  Случай должен содержать проблемы и конфликты.

  Случай должен быть обозреваемым и решаемым в условиях временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей обучающихся.

  Случай должен допускать различные варианты решения

Виды ситуаций (О. Б. Даутова, О. Н. Крылова):

– Иллюстративные ситуации (блиц-ситуации). Ориентированы на формирование профессионального языка и умения идентифицировать проблему в кейс-технологии. Общий объем – не более одной страницы.

– Нормативные ситуации (чаще всего с элементами задачи). Предназначены для контроля знаний по пройденному теоретическому материалу. Могут иметь несколько уровней сложности в зависимости от: наличия избыточной информации, отсутствия четкой формулировки проблемы и поставленной задачи, неочевидности алгоритма, необходимого для решения имеющейся проблемы в ситуации, и т. д. Имеют определенные расчетные или нормативные параметры, позволяющие провести анализ и найти однозначный ответ.

– Функциональные ситуации. Характеризуются наличием проблем в четко очерченной функционально-предметной области, что требует от ученика знания теоретических разделов соответствующей дисциплины. Наряду с числовыми данными, как правило, имеется противоречивая информация, усиливающая фактор неопределенности в выборе решения. В таких ситуациях обычно заранее известно правильное решение, но оно не исключает наличия альтернативных, не мене привлекательных. Особое внимание здесь уделяется аргументации и степени доказательности выбранного решения.

– Стратегические ситуации. Не имеют и не могут иметь однозначного решения из-за невозможности определить влияние нестабильных факторов, которые всегда присутствуют в реальных системах. Это класс наиболее сложных ситуаций, так как множество противоречивых критериев выбора не позволяет окончательно оценить эффективность выдвигаемого решения. Привлекательность таких ситуаций в том, что они работают на формирование ключевой компетенции, так как ориентированы на формирование инноваций через концептуальное знание.

Виды ситуаций (М. Новик):

-     Ситуации-иллюстрации – пояснение какой-либо сложной процедуры или ситуации, относящейся к основной теме. Она в меньшей степени стимулирует самостоятельность в рассуждениях. Это примеры, поясняющие излагаемую суть. Если позволено по их поводу выразить согласие или сформулировать вопрос, это становится ситуацией-оценкой.

-     Ситуация-оценка – описание положения, выход из которого в определенном смысле уже найден. Проводится критический анализ ранее принятых решений, мотивированное заключение.

-     Ситуация-упражнение – применение уже принятых ранее положений, предполагает очевидные и бесспорные решения поставленных проблем. Такие ситуации могут развивать определенные навыки (умения) учащихся в обработке или обнаружении данных, относящихся к исследуемой проблеме. Они носят в основном ориентировочных характер, помогают приобрести опыт.

-     Ситуация-проблема – определенное сочетание факторов из реальной жизни. Участники являются действующими лицами, «актерами», пытающимися найти решение или прийти к выводу о его невозможности.

Методика работы по анализу конкретных ситуаций.

1)  Ролевое разыгрывание конкретной ситуации (изучение ситуации участниками происходит заранее и занятие по ее анализу переходит в ролевую игру.

2)  Коллективное обсуждение вариантов решения одной и той же ситуации существенно углубляет опыт обучаемых: каждый из них имеет возможность ознакомиться с вариантами решения, послушать и взвесить множество их оценок, дополнений, изменений.

Техники анализа решений проблем:

Гипотеза.

– Возникновение проблемной ситуации.

– Осознание сущности затруднения и постановки проблемы.

– Нахождение способа решения путем догадки или предположений и обоснование гипотезы.

– Доказательство гипотезы.

– Проверка правильности решения проблем.

Прием «ПМИ» (Плюс Минус Интересно)

Данный прием нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую:

– положительные стороны явления П +;

– отрицательные стороны явления М –;

– а также информацию, которая просто заинтересовала читателя.

+  – Интересно

Стратегия ИДЕАЛ

И – идентифицируйте проблему;

Д – доберитесь до ее сути;

Е – есть варианты решения;

А – а теперь – за работу!

Л – логические выводы.

Мозговая атака (брейнсторминг)

Участники разбиваются на две группы (не более 7–9 человек).

Первая группа – генераторы идей. Они должны в течение короткого времени (5–6 минут) предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом они не имеют права обсуждать эти варианты, отметая или соглашаясь с ними. Принимаются все, даже самые абсурдные предложения. В группе выбирается один человек, который, не участвуя в «генерации», только фиксирует все возникающие идеи.

Вторая группа – аналитики. Они получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Они также могут фантазировать и генерировать идеи ассоциации.

Группы аналитиков и генераторов идей формируются по принципу добровольности; проведя первый круг мозговой атаки, группы меняются своими функциями и проводят второй круг.

Софт-анализ

На большое поле записываются индивидуальные мнения, а на центральное поле – общее мнение группы.

На большое поле записываются индивидуальные мнения, а на центральное поле – общее мнение группы.

Эффективность деятельности преподавателя, реализующего метод case-study в своей педагогической практике, связана с воплощением ряда принципов:

- принцип многообразия и эффективности дидактического арсенала, который предполагает овладение дидактикой, ее принципами, приемами и методами, целенаправленное их использование в учебном процессе;

- принцип партнерства, сотрудничества с обучающимися, базирующийся на признании их партнерами в образовательной деятельности, на взаимодействии и коллективном обсуждении ситуаций;

- принцип смещения роли преподавателя с трансляции и «разжевывания» знаний к организации процесса их добывания – снижение роли преподавателя как единственного «держателя» знаний, возрастание его роли как эксперта и консультанта, помогающего кольникам ориентироваться в мире научной информации;

- принцип впитывания достижений педагогической науки, опыта, накопленного коллегами – психологическая и педагогическая обоснованность, формулировка не только образовательных, но и воспитательных целей существенно отличает преподавателя, реализующего метод case-study, от преподавателя, использующего классические методы обучения;

- принцип творчества, который предполагает превращение кейса и занятия с его применением в индивидуально неповторимый творческий продукт - метод case-study значительно расширяет пространство творчества, охватывающего деятельность по созданию кейса как уникального интеллектуального продукта, проектирование процесса обучения, совершенствование технологии его преподавания, вовлечение в творчество школьников, усиление роли творческой импровизации в ходе обучения и т.п.

- принцип прагматизма, ориентирующий на четкое определение возможностей того или иного кейса, планирование результатов обучения с точки зрения формирования у обкчающихся навыков анализа ситуации и выработки моделей поведения в ней.

Деятельность преподавателя при использовании метода case-study включает в себя две фазы.

Первая фаза представляет собой сложную внеаудиторную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа, состоящую из научно-исследовательской, конструирующей и методической частей. Особого внимания заслуживает разработка методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по анализу кейса и подготовке к обсуждению, а также методического обеспечения предстоящего занятия по его разбору.

Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории при обсуждении кейса, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует дискуссию или презентацию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад учащихся в анализ ситуации.