Сетевые проекты в области экологического образования

 

Для экологического образования на современном этапе особую актуальность  приобретает поиск механизмов, обеспечивающих активную позицию ученика как субъекта образовательного процесса, и его содержание ориентировано не только на трансляцию знаний, но и на развитие опыта самостоятельной творческой деятельности.

В связи с этим наиболее перспективным направлением нам представляется использование проектной технологии, так как её отличают две важные особенности. Во-первых, она направлена на создание условий для проявления и развития творческого потенциала всех участников образовательного процесса: школьников, их родителей, педагогов. Во-вторых, она является эффективным инструментом социализации личности через выстраивание горизонтальных партнёрских отношений, возможность «примерить» разные социальные роли.

Глобальная информационная сеть, как электронный ресурс, предоставляет принципиально новые возможности в сфере образования при чём не только и не столько в качестве колоссального источника информации. Умело организованное Интернет пространство становится частью образовательной среды, ориентированной на развитие творческой активности школьников, своеобразной площадкой  для организации совместной работы и представления её результатов

Под сетевыми проектами понимается индивидуальная или коллективная деятельность в сети, направленная на достижение проектной цели с использованием средств электронно-коммуникативных средств. Степень зависимости достижения проектной цели от взаимодействия участников между собой может быть разной.

Основой разработки сетевого проекта является наличие Интернет-сайта.  Из огромного разнообразия конструкторов для создания такого сайта нами был выбран сервис Jimdo, отличающийся понятным интерфейсом, достаточно большим объёмом памяти и широким спектром возможностей бесплатной версии.

Обязательным компонентом структуры сайта сетевого проекта является информационный ресурс. У нас он представлен новостной страницей, разделом для подготовки к участию в экологических олимпиадах и конкурсах, включающим справочные, лекционные материалы, таблицы, опорные схемы.

Важным компонентом сетевого проекта является  возможность оперативной обратной связи, которая может осуществляться через работу гостевых книг, форумов, конференций, чатов и т.д.

 Стимулировать творческую активность участников сетевого проекта, поддерживать их интерес позволяют мероприятия соревновательного характера. На нашем сайте они представлены в разделе ВИКТОРИНЫ.


 Все размещённые на сайте викторины носят интерактивный характер. Они загружаются как flash-файлы, в настройки которых входит обязательное указание данных, участника, автоматически пересылаемых на электронную почту координатора проекта. Результаты викторины участник может увидеть сразу же после ответа на вопросы, они также автоматически направляются на электронный адрес координатора. 

Мы убеждены, что важным направлением развития школьных сетевых проектов является взаимодействие с социальными партнёрами. Их инициативы в сфере экологического образования находят поддержку на страницах нашего сайта. Так в январе - апреле 2015 года мы провели школьный этап экологического форума "Зеркало природы - зеркало души" в рамках окружного Форума, организованного Сургутским государственным педагогическим университетом и посвящённого         70-летию Г.И. Кушниковой. 

Для привлечения учащихся начальных классов к участию в экологических проектах нами была разработана страница "ЭКОЛОГИЯ МАЛЫШАМ", на которой размещены ребусы, интерактивные вопросы, загадки, задания, направленные на организацию совместной деятельности: подготовка иллюстраций для общего фотоальбома, 3d-книги, совместное написание экологической сказки или поэмы на определённую тему.

Участие в сетевых экологических проектах не зависимо от возраста школьников способствует их личностному росту на основе самообразования и реализации творческих идей. Меняется статус учителя и ученика в образовательном процессе, осуществляется переход к их творческому взаимодействию и взаимообогащению.

Автор Булыга Е.Г., учитель биологии