Самоанализ урока как механизм его совершенствования

Творческую основу труда учителя составляет прежде всего умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке.

Анализ - логический приём познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признака, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых  и  определенных  качеств и свойств.

Самоанализ урока, как один из инструментов самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств, дает возможность:

– формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников;

– развить умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;

– формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

– сформировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.

От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нём, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа урока во многом зависит педагогическое мастерство учителя, производительность его педагогического труда.

Урок сегодня рассматривается не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ  имеет  первостепенное значение,  прежде  всего  для  самого  учителя,  дающего  урок. В ходе анализа учитель получает   возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это - рефлексия позволяющая оценить свои сильные я слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить  отдельные  моменты  индивидуального  стиля  деятельности.

Процесс анализа урока многогранен: это психологические особенности личности учителя, его деятельность на конкретном уроке, организаторские, коммуникативные, познавательные способности, действия по усвоению обучаемыми преподаваемого материала, выработке необходимых умений и навыков, учет этнографических, образовательных особенностей  учеников,  социальных  норм  и  ценностей  класса,  преобладающей атмосферы общения, статуса отдельных учеников, опора на закономерности общения в системах "учитель-ученик",    "ученик-ученик",    "учитель - ученики"  обусловленные     спецификой учебного  предмета.

Аспекты анализа урока 

Педагогический аспект анализа урока может быть рассмотрен через следующие компоненты:

1.     Место урока в системе уроков по теме или подтеме, правильность постановки цели.

2.     Организация урока:

а) тип урока;

б) структура, отдельные элементы, их последовательность и дозировка по времени; соответствие построения урока его содержанию и цели;

в) подготовленность класса к уроку;

г) организация учащихся для активной работы на уроке; сочетание фронтальной, групповой, коллективной работы;

д.) плотность урока; рациональное использование времени.

3.     Содержание урока:

а) научность материала;

б) правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся;

в) соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель;

г) воспитательная направленность урока;  

д) связь теории с практикой; раскрытие практической значимости знаний; обучение учащихся применению своих знаний на практике;

е) связь изучаемого материала с ранее пройденным; приемы повторения;

ж) межпредметные связи;

з) речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство;

и) качество знаний учащихся, их умений и навыков;

к) речь учащихся.

4.     Методика проведения урока:

       а) оборудование, использование пособий, дидактического материала на всех этапах урока;

б) методы  и приемы, применяемые учителем на каждом этапе урока;

в) соответствие методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовки учащихся, эффективность применяемых методов;

г) постановка перед учащимися цели урока и подведение итогов;

д) работа с отстающими и слабоуспевающими;

е) владение методами активного обучения; целесообразность их применения на данном уроке;

ж) система оценки знаний, ее педагогическая ценность.

5.     Общение на уроке: тон, стиль отношений, манера общения с классом и отдельными детьми.

6.     Работа  и  поведение  учащихся  на  уроке:

      а) активность класса и отдельных учащихся;

б) заинтересованность учащихся материалом урока; отношение к уроку;

в) отношение к учителю;

г) дисциплинированность и организованность;

д) речь учащихся, их вопросы

7.     Общие выводы по уроку.

 

8.     Как будет учтён опыт урока в вашей дальнейшей работе?

Методический аспект анализа урока

Общими требованиями к уроку являются следующие:

1. Определенность, ясность, четкость и реальность основной дидактической цели урока.

2. Изучение содержания учебного материала на правильной психолого–дидактической основе.

3. Педагогически оправданный подбор  форм  и методов для занятия в целом и каждого его структурного элемента.

4. Целесообразное сочетание групповой и индивидуальной работы учащихся в зависимости  от общей  дидактической  и частных  целей  урока.

 

Методический анализ урока (когнитивной направленности)

1.     Основная учебная цель урока (цель сформулирована в методических рекомендациях  или   намечена  учителем самостоятельно):

а) правомерность постановки данной цели в цикле или блоке уроков (если она ставится самостоятельно);

б) достижение цели на уроке (на различных уровнях, например: на уровне ознакомления и осмысления на уровне репродукции и использования, на уровне комбинирования и использования,  на  продуктивном  уровне).

2.     Сопутствующие учебные цели:

а) правомерность их постановки;

б) соотнесение с основной целью;

в) достижение сопутствующих  целей. 

3.     Сопутствующие воспитательные и развивающие цели:

а) правомерность их постановки; б) соотнесение с их основной целью; в) степень и уровень достижений.

4.     Методическая   логика   урока:

а) структура урока (назвать структурные звенья);

б) обоснованность структуры урока;

в) хронометрирование  урока (его структурные компоненты) и целесообразность распределения времени;

г) целесообразность и  характер проверки домашнего задания;

д) характер постановки целя для учащихся и мотивирование учащихся (скрытые, открытые, даются учителем или выводятся учащимися, записываются на доске или в тетради для учащихся, осуществляется ли в ходе урока соотнесение промежуточных результатов с целью);

е) характер представления нового материала со стороны учителя и характер его восприятия и осмысления учащимися (исходит ли инициатива от учителя или учеников; или является переменной, степень самостоятельности учащихся);

ж) развитие навыков и умений (запоминание и использование материала);

з) результативность урока, оценочная деятельность учителя и самооценка учащихся, организация домашней работы.

5.     Использование различных средств обучения: заданий различного характера, образцов, инструкций, алгоритмов, опор (схем, моделей, смысловых, содержательных, вербальных ориентиров, текстов как опор, планов, иллюстративная и прочая наглядность и т. п.), ключей для самоконтроля, временных ограничителей, информационных источников (в том числе использование технических средств обучения, доски, карточек, плакатов, опорных сигналов):

а) адекватность использованных средств основной цели урока;

б) правомерность использования средств на данном этапе урока на этапе подачи нового  материала, на этапе усвоения контроля (перехода к более высокому уровню овладения и использования материала, на этапе самооценки; 

в) эффективность  использования средств  в данном классе:

г) грамотное использование и сочетание различных средств.

6.     Использование различных методических приемов:

а) адекватность данного приема цели или сопутствующим задачам;

б) обоснованность места использования данного приема;

в) эффективность использования приема.

7.     Использование различных организационных форм при обучении (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная, фронтальная формы организации работы). 

8.     Содержательная логика урока, его информационная ценность.

 

                                                                                                                                              Следующая страница