Методический семинар "Интерактивный урок"
В педагогике различают несколько моделей обучения:
1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)
2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)
3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Иначе говоря, интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними.
Интерактивные технологии по В.В. Гузееву – это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой. Можно выделить три режима информационного обмена.
1) Экстраактивный режим: информационные потоки направлены от субъекта(обучающей системы) к объекту обучения (ученику), но циркулируют в основном вокруг него, не проникая внутрь объекта. Такой режим чаще всего является пассивным, не вызывает субъектной активности ребенка, т.к. научение представлено в основном активностью обучающей среды.
2) Интраактивный режим: информационные потоки идут на ученика или группу, вызывают их активную умственную деятельность, замкнутую внутри них. Ученики выступают здесь как субъекты учения для себя.
3) Интерактивный режим: в этом случае информационные потоки проникают в сознание, вызывают его активную деятельность и порождают обратный информационный поток, от ученика к учителю. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двусторонний характер: один поток исходит от учителя, другой – от ученика. Этот режим и характерен для интерактивных технологий. Следует учесть, что интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в постоянно изменяющихся субъектно-объектных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом.
Исходя из того, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, она имеет конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Кроме того суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Простейшими примерами интерактивных технологий могут быть беседа или консультация. Больше всего интерактивный режим представлен в технологических приемах, входящих в какую-либо конкретную монотехнологию. При этом самой общей задачей учителя-ведущего в интерактивной технологии является поддержка и направление процесса обмена информацией: выявление многообразия точек зрения; обращение к личному опыту участников; поддержка активности участников; соединение теории и практики; взаимообогащение опыта участников; облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников; поощрение творчества участников.
Кроме того следует учесть особенности организации данной модели обучения. Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Также опыт учащегося - это центральный активатор учебного познания.
По сравнению с традиционным в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, задача учителя - создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько даёт готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.
Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды.
В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д.
В роли организатора-посредника он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.).
В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решение уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.
Интерактивное обучение как форма образовательного процесса способно стать фактором, оптимизирующим сущность и структуру педагогических взаимодействий.
При интерактивном обучении диалог строится как взаимодействие «ученик – ученик» (работа в парах), «ученик – группа учащихся» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учащихся – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер», «ученик – художественное произведение» и т.д.
Большинство ученых выделяют последовательные этапы организации занятия в интерактивном режиме:
-вычленение проблемы в учебном материале,
-поиск решения проблемы в группах,
-обсуждение представленных решений,
-выбор наиболее оптимального решения,
-обязательная рефлексия.
Одним из компонентов такого занятия является диалог, предполагающий возможность использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовании. Суворова Н.Н. полагает, что «интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения».
Любое занятие (урок) имеет конкретную цель – изучение нового материала, формирование и совершенствование умений и навыков, закрепление и использование знаний, умений, навыков, обучение и систематизация знаний, контроль и коррекции знаний, умений, навыков и т.д. Планируя цель занятия, преподаватель планирует, как и какими способами, он ее достигнет. Проведенное по одной и той же теме, с использованием различных технологий занятие получается разное. Современный преподаватель все чаще использует интерактивные технологии, процесс обучения при этом осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся, учащийся и преподаватель являются равноправными субъектами обучения. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие учащегося в коллективном, основанном на взаимодействии всех его участников.
Формы воплощения технологий интерактивного обучения: групповые (работа в группе), общие или командные (обмен информацией, выработка общего решения).
Существует множество приемов применения технологий интерактивного обучения:
- работа в парах,
- ротационные (сменные) тройки,
- карусель,
- работа в малых группах,
- аквариум,
- незаконченное предложение,
- мозговой штурм,
- броуновское движение,
- дерево решений,
- суд от своего имени,
- гражданские слушания,
- ролевая (деловая) игра,
- дискуссия,
- дебаты,
- кейс-метод (разбор ситуации),
- проблемная лекция,
- лекция-визуализация,
- бинарная лекция,
- лекция пресс-конференция,
- лекция-беседа,
- лекция-дискуссия,
- лекция с заранее запланированными ошибками.