Методический семинар "Интерактивный урок" 

 

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)

2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)

3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Иначе говоря, интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними.

Интерактивные технологии по В.В. Гузееву – это вид информационного обмена учащихся с окружающей информационной средой. Можно выделить три режима информационного обмена.

1) Экстраактивный режим: информационные потоки направлены от субъекта(обучающей системы) к объекту обучения (ученику), но циркулируют в основном вокруг него, не проникая внутрь объекта. Такой режим чаще всего является пассивным, не вызывает субъектной активности ребенка, т.к. научение представлено в основном активностью обучающей среды.

2) Интраактивный режим: информационные потоки идут на ученика или группу, вызывают их активную умственную деятельность, замкнутую внутри них. Ученики выступают здесь как субъекты учения для себя.

3) Интерактивный режим: в этом случае информационные потоки проникают в сознание, вызывают его активную деятельность и порождают обратный информационный поток, от ученика к учителю. Информационные потоки, таким образом, или чередуются по направлению, или имеют двусторонний характер: один поток исходит от учителя, другой – от ученика. Этот режим и характерен для интерактивных технологий. Следует учесть, что интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в постоянно изменяющихся субъектно-объектных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом.

Исходя из того, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, она имеет   конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Кроме того суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Простейшими примерами интерактивных технологий могут быть беседа или консультация. Больше всего интерактивный режим представлен в технологических приемах, входящих в какую-либо конкретную монотехнологию. При этом  самой общей задачей учителя-ведущего в интерактивной технологии является поддержка и направление процесса обмена информацией: выявление многообразия точек зрения; обращение к личному опыту участников;  поддержка активности участников;   соединение теории и практики;  взаимообогащение опыта участников; облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников; поощрение творчества участников.

Кроме того следует учесть особенности организации данной модели обучения. Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся  с учебным окружением. Учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Также  опыт учащегося - это центральный активатор учебного познания.

По сравнению с традиционным в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, задача учителя - создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько даёт готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.

 

 

Учитель  выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды.

В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д.

В роли организатора-посредника он налаживает взаимодействие учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.).

В роли консультанта учитель обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решение уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д. 

Интерактивное обучение как форма образовательного процесса способно стать фактором, оптимизирующим сущность и структуру педагогических взаимодействий.

При интерактивном обучении диалог строится как взаимодействие «ученик – ученик» (работа в парах), «ученик – группа учащихся» (работа в группах), «ученикаудитория» или «группа учащихсяаудитория» (презентация работы в группах), «учениккомпьютер», «ученикхудожественное произведение» и т.д.

Большинство ученых выделяют последовательные этапы организации занятия в интерактивном режиме:

-вычленение проблемы в учебном материале,

-поиск решения проблемы в группах,

-обсуждение представленных решений,

-выбор наиболее оптимального решения,

-обязательная рефлексия.

Одним из компонентов такого занятия является диалог, предполагающий возможность использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовании. Суворова Н.Н. полагает, что «интерактивное обучениеэто, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Интерактивное обучениеэто специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения».

Любое занятие (урок) имеет конкретную цель – изучение нового материала, формирование и совершенствование умений и навыков, закрепление и использование знаний, умений, навыков, обучение и систематизация знаний, контроль и коррекции знаний, умений, навыков и т.д. Планируя цель занятия, преподаватель планирует, как и какими способами, он ее достигнет. Проведенное по одной и той же теме, с использованием различных технологий занятие получается разное. Современный преподаватель все чаще использует интерактивные технологии, процесс обучения при этом осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся, учащийся и преподаватель являются равноправными субъектами обучения. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Интерактивные технологии обученияэто такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие учащегося в коллективном, основанном на взаимодействии всех его участников. 

 

Формы воплощения технологий интерактивного обучения: групповые (работа в группе), общие или командные (обмен информацией, выработка общего решения).

 Существует множество приемов применения технологий интерактивного обучения: 

 

-       работа в парах,

-       ротационные (сменные) тройки,

-       карусель,

-       работа в малых группах,

-       аквариум,

-       незаконченное предложение,

-       мозговой штурм,

-       броуновское движение,

-       дерево решений,

-       суд от своего имени,

 -       гражданские слушания, 

-       ролевая (деловая) игра,

-       дискуссия,

-       дебаты,

-       кейс-метод (разбор ситуации),

-       проблемная лекция,

-        лекция-визуализация,

-       бинарная лекция,

-       лекция пресс-конференция,

-       лекция-беседа,

-       лекция-дискуссия,

 -       лекция с заранее запланированными ошибками.


Note: Please fill out the fields marked with an asterisk.