Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога

 

На сегодняшний день нет единого толкования понятий  «компетенция» и  «компетентность», дается описание их  признаков. Понятие «компетенция» подразумевает уровень овладения знаниями, умениями, опытом, т.е. характеризует степень подготовленности и является показателем профессионального уровня специалиста. «Компетенция» ‒ знаю, как надо делатьДля «компетентности» характерна возможность (способность, готовность) применять знания и умения. «Компетентность» ‒ знаю, что надо делать. Следовательно, «компетентность» ‒ результат применения компетенций в профессиональной деятельности. «Профессиональная компетентность» – это способность специалиста решать различного рода профессиональные проблемы, задачи на основе имеющегося опыта, знаний и ценностей (компетенций).

 

Современное общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) утвержден приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ предусматривает создание условий для повышения качества школьного образования. Внедрение и реализация данного документа подразумевает иные подходы к образовательному процессу, к созданию образовательного пространства. Поэтому  очень важно, чтобы учитель владел современными компетенциями в своей деятельности.


Требования к подготовке учителя для реализации основной образовательной программы общего образования:

 освоение идеологии нового государственного образовательного стандарта и концептуальных подходов к его построению;

освоение структуры и содержания основных документов нового государственного стандарта;

овладение области технологий деятельностного (компетентностного) обучения;

обучение новой системе требований к оценке итогов образовательной деятельности.

Профессионализм педагога рассматривается сегодня как условие достижения современного качества образования.

Профессиональное становление педагога ‒ сложный, многоплановый процесс вхождения человека в профессию, характеризующийся неоднозначным вкладом личностного и деятельностного компонентов при ведущей роли личности педагога.

Профессионально-педагогические умения, представляющие собой совокупность самых различных действий педагога, соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности педагога, свидетельствуют о его профессиональной компетентности.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к саморазвитию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Неоспоримо, что уровень подготовки учителя должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса саморазвития учителя.

В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают такие профессиональные компетенции:

      методическая компетентность;

      исследовательская компетентность;

      управленческая компетентность;

      коммуникативная компетентность;

 

      образовательная компетентность.

Механизмы развития профессиональной компетентности педагога:

      план саморазвития;

      создание творческих групп;

      повышение квалификации;

      участие в педсоветах, семинарах, конференциях;

      создание собственных публикаций;

 

      разработка системы стимулирования деятельности учителя.

 


Анализ деятельности учителя:

       самоанализ педагогической деятельности;

       обобщение опыта;

  разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов.

Роль саморазвития в развитии профессиональной компетентности учителя

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.

Самообразование  одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. Посредством саморазвития повышается качество преподавания предмета, осуществляется готовность к педагогическому творчеству, прослеживается профессиональный и карьерный рост, создается имидж современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника.

Направления саморазвития:

      профессиональное (предмет преподавания);

      психолого-педагогическое и психологическое;

      методическое;

      эстетическое;

      в области ИКТ;

      в области формирования ЗОЖ.

Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных  заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.

Основными критериями саморазвития педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс.

Самообразование  осуществляется  посредством  следующих  видов деятельности:

-     знакомство с педагогической и методической литературой;

-     самообразовательная работа над докладом по какой-либо теме;

-     посещение семинаров, конференций, уроков коллег;

-     дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

-     систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

-     освоение образовательных технологий (отбор содержания, методов, форм, средств обучения);

-     проведение открытых занятий и их анализ;

-     общение с коллегами в сетевых сообществах;

-     участие в профессиональных конкурсах.

Самостоятельная работа по саморазвитию позволит педагогу повысить свой профессиональный уровень: пополнить свой методический багаж, моделировать и прогнозировать образовательный процесс; найти новые нестандартные подходы в работе с детьми; раскрыть творческий потенциал. А это, в свою очередь, будет влиять на результативность педагогической деятельности в целом.

Организация процесса саморазвития педагога

Чтобы учить других – учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на обучение и воспитание ученика.

Основными принципами саморазвития являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.

Технология организации саморазвития педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов).

2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования, с передовым педагогическим опытом

3 этап – практический, во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. Целесообразно организовать коллективное обсуждение с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта.

4 этап – внедрение, на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.  Созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет  о ходе саморазвития  на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег.

5 этап – обобщающий (или итогово-контрольный), на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме саморазвития, оформить результаты, рекомендации для коллег. Провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.

Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам.

Темы для саморазвития подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Тематикой саморазвития может являться:

-            одна из задач образовательного учреждения;

-            проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

-            пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

Алгоритм составления плана работы по саморазвитию

На основании выбранной темы педагог разрабатывает индивидуальный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

      название темы,

      цель,

      задачи,

      предполагаемый результат,

      формы саморазвития,

      этапы работы,

      сроки выполнения каждого этапа,

      действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой,

      способ демонстрации результата проделанной работы,

      форма отчета по проделанной работе.

Результатом саморазвития педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане саморазвития учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в саморазвитии занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового.

Компоненты готовности педагога к саморазвитию:

  когнитивный (базовая культура личности, профессиональные знания, умение их применять);

 мотивационный (осознание личной и общественной значимости непрерывного образования);

    организационный (умение            выбрать      источники      познания и формы саморазвития);

 

 нравственно-волевой (любознательность, критичность, трудоспособность).

 

Формы представления и особенности описания

педагогического опыта

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности учителя.

Обобщение педагогического опыта ‒ это одна из форм самореализации и самовыражения учителя.

Существуют три уровня обобщения педагогического опыта: практический, методический и научный.

   Практический уровень обобщения педагогического опыта (наиболее часто применяемый) включает показ приемов и методов работы; описание отдельных приемов и методов работы; показ результативности работы; показ системы работы. На данном уровне применяются такие формы, как открытый урок, семинар- практикум, творческий отчет, сообщение.

 Методический (наиболее продуктивный) уровень обобщения педагогического опыта заключается в выделении ведущей педагогической идеи опыта; характеристики условий развития опыта; анализе результативности работы; подготовке методических разработок и рекомендаций. Ему присущи такие формы, как педагогические чтения, школа педагогического мастерства, мастер-класс, авторская школа, технологические карты, видеофильм.

 

   Научный (наиболее способствующий мотивации самоактуализации и стимулированию творчества педагога) уровень обобщения педагогического опыта включает научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическую новизну опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики. Он может быть представлен в форме публикаций, статей, тезисов в сборниках научно-практических конференций, монографий.