Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога
На сегодняшний день нет единого толкования понятий «компетенция» и «компетентность», дается описание их признаков. Понятие «компетенция» подразумевает уровень овладения знаниями, умениями, опытом, т.е. характеризует степень подготовленности и является показателем профессионального уровня специалиста. «Компетенция» ‒ знаю, как надо делать. Для «компетентности» характерна возможность (способность, готовность) применять знания и умения. «Компетентность» ‒ знаю, что надо делать. Следовательно, «компетентность» ‒ результат применения компетенций в профессиональной деятельности. «Профессиональная компетентность» – это способность специалиста решать различного рода профессиональные проблемы, задачи на основе имеющегося опыта, знаний и ценностей (компетенций).
Современное общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) утвержден приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ предусматривает создание условий для повышения качества школьного образования. Внедрение и реализация данного документа подразумевает иные подходы к образовательному процессу, к созданию образовательного пространства. Поэтому очень важно, чтобы учитель владел современными компетенциями в своей деятельности.
Требования к подготовке учителя для реализации основной образовательной программы общего образования:
‒ освоение идеологии нового государственного образовательного стандарта и концептуальных подходов к его построению;
‒ освоение структуры и содержания основных документов нового государственного стандарта;
‒ овладение области технологий деятельностного (компетентностного) обучения;
‒ обучение новой системе требований к оценке итогов образовательной деятельности.
Профессионализм педагога рассматривается сегодня как условие достижения современного качества образования.
Профессиональное становление педагога ‒ сложный, многоплановый процесс вхождения человека в профессию, характеризующийся неоднозначным вкладом личностного и деятельностного компонентов при ведущей роли личности педагога.
Профессионально-педагогические умения, представляющие собой совокупность самых различных действий педагога, соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности педагога, свидетельствуют о его профессиональной компетентности.
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к саморазвитию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Неоспоримо, что уровень подготовки учителя должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса саморазвития учителя.
В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают такие профессиональные компетенции:
‒ методическая компетентность;
‒ исследовательская компетентность;
‒ управленческая компетентность;
‒ коммуникативная компетентность;
‒ образовательная компетентность.
Механизмы развития профессиональной компетентности педагога:
‒ план саморазвития;
‒ создание творческих групп;
‒ повышение квалификации;
‒ участие в педсоветах, семинарах, конференциях;
‒ создание собственных публикаций;
‒ разработка системы стимулирования деятельности учителя.
Анализ деятельности учителя:
‒ самоанализ педагогической деятельности;
‒ обобщение опыта;
‒ разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов.
Роль саморазвития в развитии профессиональной компетентности учителя
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. Посредством саморазвития повышается качество преподавания предмета, осуществляется готовность к педагогическому творчеству, прослеживается профессиональный и карьерный рост, создается имидж современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника.
Направления саморазвития:
‒ профессиональное (предмет преподавания);
‒ психолого-педагогическое и психологическое;
‒ методическое;
‒ эстетическое;
‒ в области ИКТ;
‒ в области формирования ЗОЖ.
Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.
Основными критериями саморазвития педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс.
Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:
- знакомство с педагогической и методической литературой;
- самообразовательная работа над докладом по какой-либо теме;
- посещение семинаров, конференций, уроков коллег;
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- освоение образовательных технологий (отбор содержания, методов, форм, средств обучения);
- проведение открытых занятий и их анализ;
- общение с коллегами в сетевых сообществах;
- участие в профессиональных конкурсах.
Самостоятельная работа по саморазвитию позволит педагогу повысить свой профессиональный уровень: пополнить свой методический багаж, моделировать и прогнозировать образовательный процесс; найти новые нестандартные подходы в работе с детьми; раскрыть творческий потенциал. А это, в свою очередь, будет влиять на результативность педагогической деятельности в целом.
Организация процесса саморазвития педагога
Чтобы учить других – учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на обучение и воспитание ученика.
Основными принципами саморазвития являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.
Технология организации саморазвития педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов).
2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования, с передовым педагогическим опытом
3 этап – практический, во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. Целесообразно организовать коллективное обсуждение с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта.
4 этап – внедрение, на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением. Созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе саморазвития на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег.
5 этап – обобщающий (или итогово-контрольный), на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме саморазвития, оформить результаты, рекомендации для коллег. Провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам.
Темы для саморазвития подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Тематикой саморазвития может являться:
- одна из задач образовательного учреждения;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Алгоритм составления плана работы по саморазвитию
На основании выбранной темы педагог разрабатывает индивидуальный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
‒ название темы,
‒ цель,
‒ задачи,
‒ предполагаемый результат,
‒ формы саморазвития,
‒ этапы работы,
‒ сроки выполнения каждого этапа,
‒ действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой,
‒ способ демонстрации результата проделанной работы,
‒ форма отчета по проделанной работе.
Результатом саморазвития педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане саморазвития учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в саморазвитии занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового.
Компоненты готовности педагога к саморазвитию:
‒ когнитивный (базовая культура личности, профессиональные знания, умение их применять);
‒ мотивационный (осознание личной и общественной значимости непрерывного образования);
‒ организационный (умение выбрать источники познания и формы саморазвития);
‒ нравственно-волевой (любознательность, критичность, трудоспособность).
Формы представления и особенности описания
педагогического опыта
Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности учителя.
Обобщение педагогического опыта ‒ это одна из форм самореализации и самовыражения учителя.
Существуют три уровня обобщения педагогического опыта: практический, методический и научный.
‒ Практический уровень обобщения педагогического опыта (наиболее часто применяемый) включает показ приемов и методов работы; описание отдельных приемов и методов работы; показ результативности работы; показ системы работы. На данном уровне применяются такие формы, как открытый урок, семинар- практикум, творческий отчет, сообщение.
‒ Методический (наиболее продуктивный) уровень обобщения педагогического опыта заключается в выделении ведущей педагогической идеи опыта; характеристики условий развития опыта; анализе результативности работы; подготовке методических разработок и рекомендаций. Ему присущи такие формы, как педагогические чтения, школа педагогического мастерства, мастер-класс, авторская школа, технологические карты, видеофильм.
‒ Научный (наиболее способствующий мотивации самоактуализации и стимулированию творчества педагога) уровень обобщения педагогического опыта включает научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическую новизну опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики. Он может быть представлен в форме публикаций, статей, тезисов в сборниках научно-практических конференций, монографий.