Алгоритм действий учителя при планировании урока
Таблица задач и действий для учителя
Задачи |
Действия учителя, которые помогут провести урок |
Этап 1. Спланировать содержание урока |
|
Сформулировать цели урока |
Определить цель, задачи и планируемые предметные, личностные и метапредметные результаты урока в соответствии с рабочей программой по учебному предмету и программой формирования (развития) УУД в структуре ООП по уровням образования |
Придумать основные этапы урока, которые соответствуют целям, задачам и помогают ученикам достигать планируемых образовательных результатов |
|
Выбрать для урока педтехнологии и методы, которые помогут ученикам достичь образовательных результатов по ФГОС |
|
Определить ресурсы для урока |
Выбрать информационные источники для подготовки урока |
Определить качество заданий и критерии оценки задания для урока (например, необходимо использовать задания и критерии оценки на fipi.ru) |
|
Спланировать содержание урока |
Проверить, есть ли на уроке виды работы и задания, которые формируют предметные, личностные образовательные результаты |
Разработать ориентировочную основу действий учеников, чтобы они развивали УУД. Повторно проверить, какие УУД формирует урок |
|
Выбрать оценочный материал для проверки образовательных результатов, в том числе задания для формирующего оценивания |
|
Этап 2. Организовать урок |
|
Подготовить учебный кабинет для урока как образовательное пространство |
Проверить, соответствует ли учебный кабинет требованиям СанПиН: выявить уровень освещенности, наличие правил техники безопасности на столах и стендах, проветрить кабинет, и пр. |
Проверить работу технических средств: компьютеров, ноутбуков, системы голосования, интерактивной доски, сетевых папок для учеников и др. |
|
Проверить электронные работы учеников, если они выполняли их до урока (презентации, таблицы и пр.) |
|
Разместить наглядные пособия и др. |
|
Этап 3. Провести урок в соответствии с требованиями ФГОС |
|
Развить терминологическую грамотность и коммуникативную компетентность учеников |
Оценить, использовали ли ученики специальные термины во время ответов, насколько грамотно использовали термины |
Поправить ошибки в письменной и устной речи учащихся, если они их допускали |
|
Сформировать представление о новых терминах в рамках учебного предмета или интеграции предметов, чтобы расширить картину мира учеников |
|
Предложить ученикам аргументировать ответы, использовать примеры из реальных жизненных ситуаций, в которых пригодится знание терминов по предмету |
|
Предложить ученикам задать вопросы друг другу, чтобы выявить терминологическую грамотность |
|
Помочь ученикам реализовать ориентировочную основу действий |
Помочь учащимся сформулировать и перечислить ориентировочную основу действий, которая поможет сформировать УУД. Для этого подготовить схемы, модели, памятки, план, алгоритмы действий |
Научить работать с разными источниками информации |
Предложить ученикам задания, в которых необходимо искать информацию в учебнике, словаре или энциклопедии, интернете |
Научить анализировать и транслировать информацию с помощью разных знаковых систем, в том числе с использованием ИКТ |
Предложить задания, в которых ученики работают с текстом, таблицами, изучают рисунки, чтобы найти ответ |
Предложить задания, в которых ученики структурируют информацию в разных форматах: пишут текст, готовят электронную таблицу или слайды и др. |
|
Развить умение выполнять разные типы заданий |
Составить или выбрать задания: с единичным выбором варианта для ответа; с множественным выбором вариантов для ответа; на сопоставление данных в таблице и с множественным выбором вариантов для ответа; с развернутым ответом, когда надо написать небольшой текст; задания, где необходимо составить текст и продемонстрировать навыки монологической и диалогической речи
|
Организовать проектную или исследовательскую деятельность (или отдельные элементы), в том числе с использованием ИКТ |
Предложить в заданиях сформулировать гипотезу и выбрать методы исследования, чтобы ее доказать или опровергнуть |
Предложить придумать план действий, чтобы выполнить минипроект и подготовить продукт проектной деятельности |
|
Предложить придумать проект, который облегчит жизнь людей и может быть выполнен в рамках одного или нескольких учебных предметов |
|
Реализовать здоровьесберегаю-щий компонент урока |
Проконтролировать время работы с техническими средствами обучения в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.282110 |
Использовать упражнения для офтальмотренажа |
|
Организовать динамические паузы, эмоциональные разрядки, SMARTфизкультминутки |
|
Развить оценочную деятельность школьников |
Включить в критерии оценки контролируемые элементы содержания (КЭС), которые проверяют у школьников на ВПР и ГИА |
Научить проводить самооценку ответа и ответа своего одноклассника по критериям, в том числе по требованиям ВПР и ГИА, давать комментарий к оценке |
|
Проверить, как критерии оценивания задания соотносятся с целями, задачами и планируемыми результатами урока, сопоставляют ли ученики задание и оценку результата после выполненного задания с целями и задачами урока |
|
Предложить оценить личный вклад в работу класса или группы на уроке, оценить работу группы на уроке |
|
Использовать разные формы текущего контроля, чтобы понять, как каждый ученик осваивает тему урока |
Использовать стандартизированные устные и письменные работы, проекты, практические работы, самооценку, наблюдение (по необходимости в соответствии с целями и задачами урока) |
Учитывать результаты стартовой диагностики (проконтролировать на уроке, как ученики выполнили задания, аналогичные сложным заданиям на стартовой диагностике) |
|
Создать ситуацию успеха для разных учеников на уроке, мотивировать учащихся |
Выбрать задания, которые успешно смогут выполнить ученики с разным уровнем мотивации, с ОВЗ, детимигранты |
Использовать формирующее оценивание |
|
Выбрать задания с оптимальным уровнем сложности для учащихся в соответствии с блоками: «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться» |
|
Использовать приемы, которые помогут заинтересовать уроком учеников с разным уровнем мотивации |
|
Проанализировать и сформулировать домашнее задание |
Проанализировать, как выполнили домашнее задание. Определить, как домашнее задание помогает понять тему нового урока |
Задать домашнее задание, которое поможет закрепить результаты на уроке. Напомнить критерии оценки домашнего задания. Определить, сколько будут выполнять домашнее задание ученики. Проверить, не нарушено ли требование СанПиН 2.4.2.282110 к времени выполнения домашнего задания |
|
Провести рефлексию работы школьников на уроке |
Реализовать разные виды рефлексии: учебного содержания; деятельности учеников на уроке; эмоционального состояния учащихся; инструментов оценочной деятельности при безотметочном обучении и др. |
Учитель сформирует все УУД у школьников в соответствии с требованиями ФГОС, если будет использовать классификацию УУД и составит для своих учеников ориентировочную основу действий.
Метапредметная карта урока