Алгоритм действий учителя при планировании урока

Таблица задач и действий для учителя

Задачи

Действия учителя, которые помогут провести урок

Этап 1. Спланировать содержание урока

Сформулировать цели урока

Определить цель, задачи и планируемые предметные, личностные и метапредметные результаты урока в соответствии с рабочей программой по учебному предмету и программой формирования (развития) УУД в структуре ООП по уровням образования

Придумать основные этапы урока, которые соответствуют целям, задачам и помогают ученикам достигать планируемых образовательных результатов

Выбрать для урока педтехнологии и методы, которые помогут ученикам достичь образовательных результатов по ФГОС

Определить ресурсы для урока

Выбрать информационные источники для подготовки урока

Определить качество заданий и критерии оценки задания для урока (например, необходимо использовать задания и критерии оценки на fipi.ru)

Спланировать содержание урока

Проверить, есть ли на уроке виды работы и задания, которые формируют предметные, личностные образовательные результаты

Разработать ориентировочную основу действий учеников, чтобы они развивали УУД. Повторно проверить, какие УУД формирует урок

Выбрать оценочный материал для проверки образовательных результатов, в том числе задания для формирующего оценивания

Этап 2. Организовать урок

Подготовить учебный кабинет для урока как образовательное пространство

Проверить, соответствует ли учебный кабинет требованиям СанПиН: выявить уровень освещенности, наличие правил техники безопасности на столах и стендах, проветрить кабинет, и пр.

Проверить работу технических средств: компьютеров, ноутбуков, системы голосования, интерактивной доски, сетевых папок для учеников и др.

Проверить электронные работы учеников, если они выполняли их до урока (презентации, таблицы и пр.)

Разместить наглядные пособия и др.

Этап 3. Провести урок в соответствии с требованиями ФГОС

Развить терминологическую грамотность и коммуникативную компетентность учеников

Оценить, использовали ли ученики специальные термины во время ответов, насколько грамотно использовали термины

Поправить ошибки в письменной и устной речи учащихся, если они их допускали

Сформировать представление о новых терминах в рамках учебного предмета или интеграции предметов, чтобы расширить картину мира учеников

Предложить ученикам аргументировать ответы, использовать примеры из реальных жизненных ситуаций, в которых пригодится знание терминов по предмету

Предложить ученикам задать вопросы друг другу, чтобы выявить терминологическую грамотность

Помочь ученикам реализовать ориентировочную основу действий

Помочь учащимся сформулировать и перечислить ориентировочную основу действий, которая поможет сформировать УУД. Для этого подготовить схемы, модели, памятки, план, алгоритмы действий

Научить работать с разными источниками информации

Предложить ученикам задания, в которых необходимо искать информацию в учебнике, словаре или энциклопедии, интернете

Научить анализировать и транслировать информацию с помощью разных знаковых систем, в том числе с использованием ИКТ

Предложить задания, в которых ученики работают с текстом, таблицами, изучают рисунки, чтобы найти ответ

Предложить задания, в которых ученики структурируют информацию в разных форматах: пишут текст, готовят электронную таблицу или слайды и др.

Развить умение выполнять разные типы заданий

Составить или выбрать задания:

с единичным выбором варианта для ответа;

с множественным выбором вариантов для ответа;

на сопоставление данных в таблице и с множественным выбором вариантов для ответа;

с развернутым ответом, когда надо написать небольшой текст;

задания, где необходимо составить текст и продемонстрировать навыки монологической и диалогической речи

 

Организовать проектную или исследовательскую деятельность (или отдельные элементы), в том числе с использованием ИКТ

Предложить в заданиях сформулировать гипотезу и выбрать методы исследования, чтобы ее доказать или опровергнуть

Предложить придумать план действий, чтобы выполнить мини­проект и подготовить продукт проектной деятельности

Предложить придумать проект, который облегчит жизнь людей и может быть выполнен в рамках одного или нескольких учебных предметов

Реализовать здоровьесберегаю-щий компонент урока

Проконтролировать время работы с техническими средствами обучения в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821­10

Использовать упражнения для офтальмотренажа

Организовать динамические паузы, эмоциональные разрядки, SMART­физкультминутки

Развить оценочную деятельность школьников

Включить в критерии оценки контролируемые элементы содержания (КЭС), которые проверяют у школьников на ВПР и ГИА

Научить проводить самооценку ответа и ответа своего одноклассника по критериям, в том числе по требованиям ВПР и ГИА, давать комментарий к оценке

Проверить, как критерии оценивания задания соотносятся с целями, задачами и планируемыми результатами урока, сопоставляют ли ученики задание и оценку результата после выполненного задания с целями и задачами урока

Предложить оценить личный вклад в работу класса или группы на уроке, оценить работу группы на уроке

Использовать разные формы текущего контроля, чтобы понять, как каждый ученик осваивает тему урока

Использовать стандартизированные устные и письменные работы, проекты, практические работы, самооценку, наблюдение (по необходимости в соответствии с целями и задачами урока)

Учитывать результаты стартовой диагностики (проконтролировать на уроке, как ученики выполнили задания, аналогичные сложным заданиям на стартовой диагностике)

Создать ситуацию успеха для разных учеников на уроке, мотивировать учащихся

Выбрать задания, которые успешно смогут выполнить ученики с разным уровнем мотивации, с ОВЗ, дети­мигранты

Использовать формирующее оценивание

Выбрать задания с оптимальным уровнем сложности для учащихся в соответствии с блоками: «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться»

Использовать приемы, которые помогут заинтересовать уроком учеников с разным уровнем мотивации

Проанализировать и сформулировать домашнее задание

Проанализировать, как выполнили домашнее задание. Определить, как домашнее задание помогает понять тему нового урока

Задать домашнее задание, которое поможет закрепить результаты на уроке. Напомнить критерии оценки домашнего задания. Определить, сколько будут выполнять домашнее задание ученики. Проверить, не нарушено ли требование СанПиН 2.4.2.2821­10 к времени выполнения домашнего задания

Провести рефлексию работы школьников на уроке

Реализовать разные виды рефлексии:

учебного содержания;

деятельности учеников на уроке;

эмоционального состояния учащихся;

инструментов оценочной деятельности при безотметочном обучении и др.

Учитель сформирует все УУД у школьников в соответствии с требованиями ФГОС, если будет использовать классификацию УУД и составит для своих учеников ориентировочную основу действий.

Метапредметная карта урока