Проектирование собственной педагогической деятельности по развитию УУД

Федеральный государственный образовательный стандарт постулирует цели современного российского образования как развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий, освоения и познания мира.

Именно по сформированности учебных действий можно и должно судить об образовательном результате: если успешно формируются УУД, значит идет процесс развития личности и достигаются цели образования.

При этом важно помнить, что развитие УУД невозможно вне ситуации получения знания. Так, чтобы классифицировать, нужно владеть понятиями, чтобы доказывать свою точку зрения – иметь доказательную базу, чтобы научиться планировать, нужно быть постоянно включенным в деятельность по получению нового знания или по его применению. Но знания сами по себе в современном образовании имеют относительную ценность: они важны как средство развития тех или иных способностей, умений, качеств и ценностных ориентаций человека. Таким образом, процессы получения знаний и развития УУД должны быть органично связаны между собой в рамках учебного занятия.

 

1. Универсальные учебные действия – это способы осуществления деятельности, обеспечивающие человеку готовность и способность учиться и самостоятельно строить свою жизнь.

Этот краткий тезис содержит в себе три принципиально важных положения:

По своей природе УУД представляют собой способы осуществления разных видов деятельности.

Способ – это понятный обучающемуся порядок, алгоритм осуществления того или иного действия (деятельности).

Объединение этих трёх определений позволяет увидеть, что универсальное учебное действие – это путь достижения цели, опирающийся на культурно выработанный способ, в основании которого лежит конкретный алгоритм, порядок шагов.

Для того чтобы целесообразно применять определенное универсальное действие, учащийся должен понимать его предназначение, различать его существенные и несущественные стороны, выделять обязательные и необязательные этапы выполнения.

Следовательно, сформировать УУД – значит передать ученику во владение и пользование различные способы действия регулятивного, коммуникативного, познавательного характера. Каждый из этих способов имеет определенный алгоритм своего выполнения. В опыте человека эти способы закрепляются как осознанные умения. Передавая их учащимся, педагог формирует у них новое универсальное умение: умение сравнивать, умение аргументировать, умение моделировать и т.д.

2. УУД не «привязаны» к конкретной учебной теме, учебному предмету и учебной деятельности. По своему масштабу они соотносимы с жизнедеятельностью человека в целом. УУД обеспечивают успешность деловой и межличностной коммуникации, адаптацию в новой ситуации поиска и осмысления новой информации, выполнение практического дела, мышление и творчество.

Формируются они внутри учебного процесса за счет и благодаря предметному знанию, опыту учебной деятельности и учебной коммуникации. Знание – естественная и необходимая основа их формирования, но назначение УУД связано не с учебной, а жизненной успешностью человека. Так, умение сравнивать лежит в основе чрезвычайно важной для современного человека способности: способности выбирать. Чем лучше и правильнее человек умеет сравнивать между собой различные жизненные альтернативы, тем объективнее и продуманнее его выборы. А начинаться все должно в первом классе с формирования умения определять цели, аспекты и признаки для сравнения различных объектов или явлений на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира и других предметах.

3. Универсальные учебные действия обеспечивают эффективность осуществления деятельности человека. Свой смысл и назначение они приобретают только внутри определённой цели. Поэтому любой алгоритм осуществления УУД начинается с анализа цели и ответа на вопрос: зачем?

Зачем и что мы должны сравнить?

Для чего нам нужно это доказать?

Для чего мы составляем план действий?

Очень важно научить детей всегда начинать с этого вопроса, так как только после получения ответа на него можно предельно точно выбрать аспект для сравнения объектов, основание для классификации, аргументы для защиты позиции и т.д.

Это необходимо учитывать при разработке заданий, направленных на развитие УУД. Задания на сравнение начинающиеся со слов: «Найди отличия между…», «Чем похожи между собой…», «Сравни между собой…» не содержат четкого указания на цель сравнения (что оно поможет нам понять про изучаемый объект?). Эти задания задание не учат таким важным этапам сравнения, как определение точки зрения на объект, выявление существенных признаков. Предлагается лишь фрагмент способа сравнения, и в результате целостное умение не формируется.

Совокупность универсальных способов действия обеспечивает человеку, который ими владеет, эффективное осуществление деятельности на всех ее этапах: целеполагания, планирования, выбора рационального действия, контроля, оценивания и рефлексии. Ученик, овладевший универсальными учебными действиями, в процессе осуществления учебной деятельности может отвечать себе и другим на следующие вопросы:

 

- Для чего я это делаю?

- Что именно делаю и в каком порядке?

- Каким образом я это делаю?

- Верным ли путем я двигаюсь?

- Как я оцениваю то, что я сделал?

- Как я оцениваю то, как я это делал? 

- Какие новые задачи передо мной встают теперь?


ФГОС предлагает такую типологию УУД, в соответствии с которой все они могут быть разделены на три вида: регулятивные, познавательные и коммуникативные.

К регулятивным УУД относятся: владение действиями, связанными с принятием и удержанием учебных целей, планированием, контролем, оценкой и рефлексией.

К коммуникативным УУД относятся: использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих и т.д.

К познавательным УУД относятся: владение способами решения проблем творческого и поискового характера; использования знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

С точки зрения подходов к формированию универсальных учебных действий их можно разделить на две группы.

Первая группа УУД универсальные способы действия. Такие способы описаны и закреплены в культуре как наиболее точные, правильные, нормативные алгоритмы выполнения тех или иных действий. Например, способы осуществления логических операций (классификация, обобщение, подведение под понятие и др.), способы доказательства (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и др.

В целом, к данной группе относятся все познавательные УУД (логические и информационные) и часть коммуникативных.

Педагогическая задача по отношению к данной группе УУД заключается в передаче учащимся способа действий и формирования на его основе умения. Для этого используются специальным образом доработанные предметные задания.

Такие задания, помогая учащимся  осваивать или применять уже освоенный учебный материал, построены на том или ином метапредметном способе. В процессе выполнения этих заданий и формируются универсальные учебные действия.

Вторая группа УУД структурные элементы учебной деятельности. Это способы, обеспечивающие осуществление учебной деятельности на разных ее этапах:

-   обнаружение проблемы и постановку цели;

-   расшифровку цели в задачах;

-   планирование последовательности решения этих задач;

-   выбор рационального (с точки зрения данной цели) способа действия;

-   осуществление контроля;

-   оценивание результата;

-   рефлексию собственной деятельности.

Важной особенностью УУД второй группы является то, что они вне конкретной деятельности не существуют. Передавать учащимся способы осуществления данных УУД можно только в процессе специально организуемой (учебной) или практической деятельности.

К этой группе УУД относятся все регулятивные универсальные учебные действия и часть коммуникативных. Конкретно – те коммуникативные УУД, которые обеспечивают осуществление групповой деятельности: определение общей цели, распределение обязанностей и ролей, выработку общей позиции по поводу путей достижении цели и т.д. Основным инструментом формирования таких УУД является урок, выстроенный по деятельностной технологии.

Итак, принципиальное отличие УУД первой и второй групп состоит в их происхождении, что определяет разные возможности и пути освоения их учащимися и, как следствие, применение педагогом разных профессиональных инструментов в своей работе.


В целом, формирование универсальных способов проходит в четыре этапа

Первый этап выполнение учебного действия, содержащего метапредметный способ, на основе многократных применений близких образцов, аналогий и т.д. Педагог предлагает учащимся задание, требующее для своего решения применение того или иного способа действия, которым ученик пока не владеет, не знает ни его алгоритма, ни названия. Он выполняет задание, опираясь на предложенный учителем образец, близкую аналогию. На этом этапе ученик в большинстве случаев не готов самостоятельно различать существенные и несущественные стороны выполняемого способа, может выполнить его только с опорой на образец на конкретном предметном материале. Например, неоднократно выполнив на уроке вместе с учителем сравнение объектов по цвету, размеру или форме, учащийся может самостоятельно выполнить сравнение по тем же аспектам и близким признакам на подобном материале в рамках той же предметной области.

Второй этап выполнение учебного действия, построенного на метапредметном способе с помощью подводящих вопросов учителя. Педагог уже не задает образец выполнения, но помогает учащимся двигаться от одного этапа метапредметного способа к другому, задавая подводящие вопросы: зачем мы это делаем? Что получим в результате? Что именно нам нужно сделать?.. и так далее в соответствии с этапами выполнения способа. В результате учащиеся, решая предметные задания, учатся ориентироваться на существенные стороны способа, который эти задания содержат. Пока способ «спрятан» для них в предметном содержании задания. В определенный момент учитель открывает его ученикам: дает название способа, помогает осознать основные этапы его осуществления, назначение. С этого момента он и его ученики готовы перейти к третьему этапу формирования УУД.

Третий этап применение известного способа действия при выполнении учебной задачи. На этом этапе ученик ориентируется на назначение и существенные аспекты способа действия. Он учится видеть в конкретном задании общие закономерности осуществления способа, которые не зависят от предметного содержания и предмета вообще. Ученик узнает, как называется этот способ в общепринятой или специально введенной педагогом терминологии. Он также знает и может сознательно выполнить определенную последовательность действий, приводящую к нужному результату, может описать эту последовательность словами, не опираясь на конкретный предметный материал. Например, ученик знает, что при сравнении он должен ответить себе на следующие вопросы:

1) зачем мне необходимо сравнивать эти предметы? (цель

и объекты сравнения);

2) по каким признакам я их сравниваю? (выделение при-

знаков сравнения);

3) есть ли сходства по этим признакам? Есть ли различия

по этим признакам у этих предметов? (сопоставление);

4) что я узнал, сравнивая объекты? (вывод).

Четвертый этап применение способа в контексте учебной деятельности. Ученик уже готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап ее реализации. Ученик также выстраивает саму деятельность, поскольку владеет представлениями о ее структуре и имеет опыт самостоятельного построения отдельных этапов деятельности. Так, если целью детского мини-проекта является получение информации о свойствах предмета (объекта), то у учащегося есть несколько способов достижения этой цели. Он может проанализировать отдельные элементы данного предмета и на основании этого сделать вывод о свойствах целого. Также он может сравнить данный предмет с другими известными ему и на основании этого сделать вывод о его свойствах. Или он может пойти по дедуктивному пути: посмотреть, к какому понятию относится этот предмет, на основании чего сделать вывод об интересующих его свойствах и достичь цели мини-проекта. То есть на этапе применения УУД учащийся может самостоятельно выбрать оптимальный для данных условий способ достижения цели из тех, что ему известны.

Предыдущая страница                                                                                                       Следующая страница