Исследовательский принцип в педагогике предполагает самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся в процессе обучения, моделирование или повторение процесса реального научного поиска и научного открытия.

В современной педагогике внедрение в образовательный процесс исследовательских и поисковых моделей связано, прежде всего, с именем Джона Дьюи. Именно он наметил основные этапы мышления как решения проблем. Он же сформулировал идею опоры обучения на непосредственный опыт (собственный опыт ребенка и опыт других людей, в том числе в прошлом) и интерес учащихся.

Д. Дьюи выдвинул и реализовал на практике идею «школы делания», в которой учебная ситуация начинается с выявления и упорядочивания скрытого и явного репертуара знаний учеников, за которым следует систематическое их посвящение в новые способы обращения с изучаемым предметом. 

Поиск – это информационный процесс извлечения необходимой информации  из большого массива данных.

Исследование – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно-значимых результатов или информации.

 Основные характеристики исследовательского обучения определяются изменением позиции учащегося в учебном процессе, ее инициативным, субъектным характером, из которого, в свою очередь вытекают специфические условия поисковой учебной деятельности.

 При выборе проблем необходимо учитывать предшествующую подготовку и опыт учащихся, наличие у них возможностей исследовать проблему. Проблемы должны естественно возникать из опыта и потребностей самих учащихся.

 Сущностной характеристикой обучения, основанного на поисковом подходе, является рефлексия учащихся, которая идет по трем направлениям: осмысливаются и анализируются процесс мышления, возникающие эмоции и то, что дает такое обучение для развития личности. Рефлексия обычно происходит в процессе анализа урока.

 Процесс поискового и исследовательского обучения направлен не только на приобретение знаний. В ходе его у учащихся формируются общеучебные компетентности:

-           поиск знаний;

-           основные мыслительные действия и операции – анализ, синтез, обобщение;

-           культура рефлексивного мышления;

-           навыки выбора направления деятельности и принятия решений;

-           дискуссионная культура;

-           эмоциональное и личностное развитие в процессе учебной деятельности;

-           эмоциональная и интеллектуальная рефлексия хода обучения, включающего имитационное и ролевое моделирование.

Данный подход воплощается в двух вариантах:

В первом случае учебный процесс строится как поиск новых прикладных, практических.

Во втором - как поиск нового теоретического знания, новых познавательных ориентиров.

В практике образования данный подход реализуется в собственно исследовательском обучении, организуемом на основе использования соответствующих алгоритмов и моделей, в проблемно-ориентированном обучении, методе проектов, ТРИЗе и других технологиях. 

 Поисковое и исследовательское обучение опирается на особенности функционирования мышления человека. Процесс получения знания построен так, чтобы облегчить человеку процесс его осмысления, запоминания и практического использования.

 Он нашел свое отражение в психологических принципах исследовательского обучения, сформулированных в 60-е годы известным психологом Дж. Бруннером: 

В содержании предмета необходимо выделять ведущие, стержневые понятия.

 В каждом предмете таких понятий должно быть немного, не более пяти–семи. Их выделение помогает детям структурировать все получаемые знания, объединяя их вокруг нескольких «базовых» понятий, выстраивая на этой основе собственную систему знаний.

В процессе обучения все факты и частные понятия необходимо связывать с выделенными стержневыми понятиями.

 Тем самым учитель помогает детям формировать собственную систему знаний. На первых порах педагог сам проводит связь частных понятий с базовыми, постепенно обучая учащихся самостоятельно осуществлять данный процесс. Но даже тогда, когда дети в состоянии делать это сами, учитель периодически должен обращаться к ним, задавая вопросы или прося провести связь изучаемого материала с базовыми понятиями.

Целесообразно применять «спиралевидное» изучение основных понятий. На разных этапах обучения учащиеся вновь и вновь осваивают не только учебный материал, но и базовые понятия на все более сложном уровне. Сегодня данный принцип реализуется при концентрическом обучении.

В процессе обучения необходимо не только передавать знания учащимся, но и обучать их основным способам познавательной деятельности, ставить на позицию исследователя, первооткрывателя.

Реализация данного принципа обеспечивает самостоятельность учащихся в процессе обучения и возможность для них учиться в ходе всей жизни.

Для поискового и исследовательского обучения характерна последовательность обобщенных этапов учебного процесса:

1.постановка проблемы, поиск ее формулировки с различных точек зрения;

2.поиск фактов для лучшего понимания проблемы, ее уточнения, поиска путей и возможностей ее решения;

3.максимально широкий поиск нового знания, информации, практических примеров, выдвижение идей, которые помогут решить поставленную проблему; оценка информации, знания, примеров и идей откладывается до того времени, пока учащиеся не сформулируют их наиболее полно;

4.поиск решения, при котором отбирается найденная информация, анализируются приобретенные знания, высказанные идеи подвергаются анализу и оценке; для воплощения выбираются лучшие из них;

5.обобщение отобранной информации, формулировка способа решения проблемы, поиск признания найденного решения окружающими.

Таким образом, чётко высвечиваются отличия поискового обучения от традиционного. Во-первых, знание не дается детям в готовом виде, оно предоставляется им в виде проблемы, которую они должны решить самостоятельно. Знание становится не целью обучения, а средством решения проблемы. Дети понимают необходимость для себя в новом знании, что значительно повышает их мотивацию и активность. Во-вторых, активность и самостоятельность детей на уроке гораздо выше. Учащиеся разбиваются на группы, в которых сами уточняют проблему, определяют, какие знания и источники информации им необходимы, работают с этими источниками, обобщают полученный вариант решения проблемы. Разумеется, учитель не остается молчаливым наблюдателем - он оказывает помощь группам только тогда, когда она нужна.

Активность учителя на уроке зависит от сложности изучаемой темы и от уровня развития класса.

Выделяют три уровня исследовательского обучения.

На первом уровне преподаватель ставит проблему и сам намечает метод ее решения. Решение, его поиск предстоит самостоятельно осуществить учащемуся.

На втором уровне преподаватель только ставит проблему, но метод ее решения ученик ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск).

На высшем, третьем уровне постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляются учащимися самостоятельно, учитель лишь очерчивает сферу, в которой обучающиеся должны вычленить проблему.

 При постановке проблемы учитель оценивает и способности и возможности отельных учащихся, выбирая для них степень сложности задания. Выделяют несколько уровней сложности заданий или учебных целей, которые объединяют в таксономии.

 

 

 

Одна из первых таксономий учебных целей была разработана в 50-е годы ХХ века известным американским педагогом

Б. Блумом.

 

 

 

 Таксономия учебных целей (по Б. Блуму):

1.    Знание – запоминание и воспроизведение изученного материала от конкретных фактов до теорий. На этом уровне сложности ученик в состоянии выучить, вспомнить и повторить выученное.

2.    Понимание – умение интерпретировать, объяснить или перевести материал из одной формы в другую (из словесной в математическую или графическую и наоборот), предположение о дальнейшем ходе события или явления, предсказание последствий, результатов.

3.    Применение – умение использовать материал в конкретных условиях или новых ситуациях. Применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий в новых теоретических или конкретных практических ситуациях.

4.    Анализ – умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Требуется осознание не только содержания материала, но и его внутреннего строения.

5.    Синтез – умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Примером может служить план действий, схемы, совокупность обобщенных связей, соединение знаний из различных областей для того, чтобы решить проблему или выработать план ее решения.

6.    Оценка – умение оценивать значение того или иного материала (научных данных, исследовательского материала, литературного произведения) для конкретной цели, оценить логику построения материала, соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности. Суждения должны основываться на четких критериях – внутренних (структурных, логических) или внешних (соответствие намеченной цели). Критерии либо определяются учащимся, либо задаются ему извне.

 

В поисковом и исследовательском обучении предъявляются конкретные требования к деятельности учителя, который должен:

-           Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.

-           Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.

-           Побуждать учащихся выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.

-  Давать учащимся возможность исследовать свои предположения, например, путем проведения опыта или обсуждения в малых группах.

-  Давать учащимся возможность применить новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций для того, чтобы они поняли и оценили их прикладное значение. 

 

Модели уроков поискового обучения

 

 

Название модели

Этапы урока

1.

Формирование понятий

1. Перечисление объектов.

2. Группировка перечисленных объектов.

3. Обозначение или категоризация групп.

2.

Интерпретация данных

1. Выявление основных черт.

2. Объяснение выявленных данных.

3. Построение гипотезы.

3.

Применение правил и принципов

1. Выдвижение гипотез, предсказание последствий.

2. Объяснение или обоснование предсказаний или гипотез.

3. Проверка предположений.