Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже (на основе идей Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстого, С. Френе, Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса) и др.

С конца 90-х годов прошлого века мастерские (в буквальном переводе с фр. «atelier» – ателье) начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами. Представители «Groupe Francais d’Education Nouvelle (GFEN)» (французская группа нового образования (воспитания) – основатель Анри Бассис) занимаются ее разработкой и пропагандой в педагогическом сообществе.

Педагогические мастерские – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей:

• не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;

 • не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;

 • не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;

 • не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество.

Представители GFEN определяют процесс обучения как открытие учеником нового в себе, науке, мире. Поиск должен быть творческим и проходить в рамках взаимодействия детей друг с другом и с педагогом (задача которого провести ученика по пути от незнания к знанию, вместе с ним совершая «открытия»). Важнейшие принципы «Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем» – определяют как позицию ученика, так и положение учителя в мастерской.

Мастерские могут быть разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет общий алгоритм. Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия - включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания.

Технология «Педагогические мастерские» предполагает последовательную реализацию семи технологических этапов.

1. «Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

 2. «Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

 3.  «Социоконструкция» — построение этих элементов группой.

 4. «Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

 5. «Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).

 6. «Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.

 7. «Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

Законы мастерской

·       Ценностно - смысловое равенство всех участников. (Учитель может участвовать в работе наравне с учениками.)

·       Право каждого на ошибку: она может быть исправлена самим учеником или станет окном в открытие.

·       Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний. Этому приходится учиться. (Особенно трудно не хвалить!) Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.

·       Предоставление свободы в рамках принятых правил. Это означает возможность выбора своей темы и поведения в рамках общих задач и при условии взаимного уважения участников. (Тот, кто не хочет сейчас оглашать своё мнение, обязательно захочет потом — известно из опыта.)

·       Значительный элемент неопределённости, даже загадочности в заданиях. Только при этом условии возникает творчество.

·       Диалог — главный принцип сотрудничества. Диалог создаёт атмосферу постижения любого явления в разных “цветах”, которые вместе дают ощущение “радуги” мира.

·       Организация и перестройка реального пространства, в котором проходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной или групповой работы, место для инсценировок, пантомим и т.д. В реальной практике школы эта перестройка возможна полностью или в элементах. Например, если ученик отправляется сочинять в угол класса — имеет право.

·       Решительное ограничение практической деятельности мастера - руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. В идеале мастер формулирует задание и не отвечает на вопросы.

 

Примерная технологическая карта занятия в педагогической мастерской

 

Технологический этап

Действия учителя

Действия учащихся

Индукция -

создание эмоционального

настроя, личного отношения

к предмету обсуждения

- Нарисуйте познавательный объект.

- Запишите вопросы (ассоциации и т.п.)

- Рисуют в тетрадях познавательный объект.

- Составляют вопросы.

Самоконструкция

Запишите, все, что вы знаете об этом объекте

(или определите признаки и т.п.)

Записывают все, что знают об этом объекте.

Социоконструкция

Организует работу в парах: поменяйтесь тетрадями

и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе

над заданием

Работают в парах по заданию

Социализация

Объединитесь в группы по четыре человека и

поделитесь полученными результатами.

Предлагает дополнительные задания.

Работают в группах. Выполняют задания.

Афиширование

Организует обсуждение полученных в групповой

работе результатов. Дает необходимые пояснения

по ходу представления.

Представляют результаты. Задают друг другу вопросы.

Разрыв

Фиксирует внимание на возникших познавательных

противоречиях. Организует работу в группах с

источником информации, позволяющим разрешить

возникшие противоречия.

Осознают возникшие противоречия. Работают с

источниками информации, закрепляют и применяют

знания.

Рефлексия

Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по

поводу индивидуальной и совместной деятельности

Осуществляют рефлексию