Д. Дьюи сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную дея­тельность ученика с учетом его личных интересов и целей. Его последователь У. X. Килпатрик стал основоположником метода проектов, разработанного на этой основе. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо:

-      поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни;

-      применить для ее решения определенные знания и умения, как имеющиеся, так и приобретенные в процессе достижения поставленной цели;

-      получить в итоге реальный результат.

Внешний результатможно увидеть, осмыслить, применить на практике.

Внутренний результат –опыт деятельности, соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности.

 

Классификация учебных проектов (по Коллингсу)

-      Проекты игр – различные игры, народные танцы, драматические постанов­ки и т. п. Цель – участие детей в групповой деятельности.

-      Экскурсионные проекты – целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

-      Повествовательные проекты – целью которых являлось получить удо­вольствие от рассказа в самой разнообразной форме – устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле) и т. п.

-      Конструктивные проекты – создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного теат­ра и т. п.

Основные требования к учебному проекту:

-       проблема проекта должна быть социально-значимой – исследовательской, информационной, практической, заказанной внешним заказчиком;

-       планирование проекта – определение вида продукта и формы презентации; пооперационная разработка проекта, с указанием сроков и ответственных;

-       поиск информации – исследовательская работа учащихся как обязательное условие проекта;

-       продукт как конкретный результат проекта.

-       презентация продукта и защита самого проекта.

 

Современныеклассификацииучебныхпроектов

На основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

·     практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета реко­мендаций по какому-либо вопросу);

·     исследовательский проект – исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

·     информационный проект – сбор и обработка информации по значимой про­блеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информа­ция в сети Интернет);

·     творческий проект – максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт –альманахи, видеофильмы, театрализации, произведе­ния изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т. п.;

·     ролевой проект – литературные, исторические и т. п. деловые ролевые игры.

По комплексности и характеру контактовпроекты могут быть монопроектами и межпредметными.

Монопроектыреализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.

Межпредметныевыполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.

По характеру контактовпроекты бывают – внутриклассными, внутришколъными, региональными и международными.Два последних, как правило, реали­зуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей сети Интернет и средств современных компьютерных технологий.

По продолжительностипроекты могут быть:

·     минипроектами– укладываться в один урок или даже его часть;

·     краткосрочными на 4-6 уроков;

·     недельными, требующими 30-40 часов. Предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы. Глубокое погружение в проект делает проект­ную неделю оптимальной формой организации проектной работы;

·     долгосрочными (годичными) как индивидуальными, так и в условиях груп­пы. Выполняются, как правило, во внеурочное время.

По составу участниковпроект может быть групповыми персональным.

Виды презентации проектов:

·        научный доклад

·        деловая игра

·        демонстрация видеофильма

·        экскурсия

·        телепередача

·        научная конференция

·        инсценировка

·        театрализация

·        игры с залом

·        защита на ученом совете

·        диалог исторических или литератур­ных персонажей

·        спортивная игра

·        спектакль

·        путешествие

·        реклама

·        пресс-конференция и т. п.


Критерии оценки проекта  должны быть понятны, доступны участникам про­екта, известны с самого начала работы над проек­том их должно быть не более 7-10. Оцениваться прежде всего должно качество работы в целом, а не только презентация.

Позиция учителя:  энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт. В целом, по возможности, позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.