Д. Дьюи сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика с учетом его личных интересов и целей. Его последователь У. X. Килпатрик стал основоположником метода проектов, разработанного на этой основе. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо:
- поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни;
- применить для ее решения определенные знания и умения, как имеющиеся, так и приобретенные в процессе достижения поставленной цели;
- получить в итоге реальный результат.
Внешний результатможно увидеть, осмыслить, применить на практике.
Внутренний результат –опыт деятельности, соединит в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Классификация учебных проектов (по Коллингсу)
- Проекты игр – различные игры, народные танцы, драматические постановки и т. п. Цель – участие детей в групповой деятельности.
- Экскурсионные проекты – целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
- Повествовательные проекты – целью которых являлось получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме – устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле) и т. п.
- Конструктивные проекты – создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и т. п.
Основные требования к учебному проекту:
- проблема проекта должна быть социально-значимой – исследовательской, информационной, практической, заказанной внешним заказчиком;
- планирование проекта – определение вида продукта и формы презентации; пооперационная разработка проекта, с указанием сроков и ответственных;
- поиск информации – исследовательская работа учащихся как обязательное условие проекта;
- продукт как конкретный результат проекта.
- презентация продукта и защита самого проекта.
Современныеклассификацииучебныхпроектов
На основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
· практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по какому-либо вопросу);
· исследовательский проект – исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
· информационный проект – сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
· творческий проект – максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт –альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т. п.;
· ролевой проект – литературные, исторические и т. п. деловые ролевые игры.
По комплексности и характеру контактовпроекты могут быть монопроектами и межпредметными.
Монопроектыреализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.
Межпредметныевыполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.
По характеру контактовпроекты бывают – внутриклассными, внутришколъными, региональными и международными.Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей сети Интернет и средств современных компьютерных технологий.
По продолжительностипроекты могут быть:
· минипроектами– укладываться в один урок или даже его часть;
· краткосрочными– на 4-6 уроков;
· недельными, требующими 30-40 часов. Предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы. Глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
· долгосрочными (годичными) как индивидуальными, так и в условиях группы. Выполняются, как правило, во внеурочное время.
По составу участниковпроект может быть групповыми персональным.
Виды презентации проектов:
· научный доклад
· деловая игра
· демонстрация видеофильма
· экскурсия
· телепередача
· научная конференция
· инсценировка
· театрализация
· игры с залом
· защита на ученом совете
· диалог исторических или литературных персонажей
· спортивная игра
· спектакль
· путешествие
· реклама
· пресс-конференция и т. п.
Критерии оценки проекта должны быть понятны, доступны участникам проекта, известны с самого начала работы над проектом их должно быть не более 7-10. Оцениваться прежде всего должно качество работы в целом, а не только презентация.
Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт. В целом, по возможности, позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.