Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Приемы (в соответствии с фазами)

Вызов

 «Подсказка». Приводится краткая информация по теме с целью вызвать любопытство.

«Знаете ли вы, что…?». Эффективный прием фазы вызова, который позволяет настроить обучающихся на работу, заинтересовать изучаемой темой. Предполагает использование необычной, увлекательной информации, связанной с темой урока.

«Верите ли вы?». Может быть использован на стадии вызова с последующим установлением истины на стадии рефлексии. Это позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении все занятие и придает ему определенную интригу. Сюда же относится прием «Да-нет-ка», используемый для проверки знаний обучающихся с возможной последующей самопроверкой:

1)  учитель задает вопросы, на которые учащиеся могут дать ответ «да» или «нет»;

2)  на стадии вызова обучающиеся заполняют первую строку таблицы:

 

Номер вопроса

Номер вопроса

Номер вопроса

Номер вопроса

да

нет

да

да

 

3)  после осмысления информации учащиеся вновь возвращаются к данной таблице и заполняют вторую строку, проверяя свои суждения;

4)  можно предложить учащимся найти подтверждение своих мыслей в тексте;

5)  затем ответы проверяются, их можно занести в третью строку таблицы.

«Ключевые термины». Приводятся 4–5 ключевых терминов из текста. Обучающимся предлагается подумать 5 минут и дать общую трактовку этих терминов, предположить, какая между ними связь.

«Разбивка на кластеры (блоки идей)». Учащиеся высказывают свои соображения по теме, группируют их, рисуя некоторое подобие грозди винограда (работа в группах с целью вспомнить все, что школьники знают по теме. Сначала каждый вспоминал сам, потом делился информацией с соседом, а затем в группе формировалось общее мнение). Ведущий (учитель) обобщает информацию на доске.

«Свободное письменное задание» – учащимся предлагается за 5 минут, не останавливаясь, записать все, что им приходит в голову по теме.

 

Осмысление

Стратегия «Зигзаг». Позволяет изучить и систематизировать большой по объему материал. Ее удобно применять при работе с текстами, которые хорошо разбиваются на смысловые отрывки. Стратегия используется для групповой работы, где каждый член группы становится экспертом по какому-то вопросу. Сложность – в обязательном одинаковом количестве членов каждой группы по числу отрывков текстов.

На стадии вызова используются приемы целеполагания, прогноза, ставящие своей задачей заинтересовать, привлечь внимание учащихся к теме урока.

На стадии осмысления ученики делятся на группы, читают текст, не вдаваясь в детали, и кратко его обсуждают. Каждому члену группы выдается свой экспертный лист, обучающиеся работают со своим отрывком, составляя опорный конспект. Затем они создают новые группы – группы экспертов, в которых объединены «специалисты» по отдельным вопросам. Их задачей является вторичное чтение текста, отбор материала и его структурирование, дополнение, подготовка и представление данного фрагмента в своих рабочих группах и подготовка к презентации.

На стадии рефлексии учащиеся возвращаются в свои «родные» группы и по очереди объясняют другим членам группы свой отрывок, пользуясь общей презентационной схемой. Затем проходит общая презентация, где особое внимание уделяется трудным вопросам.

 «INSERT». Особая маркировка текста при его прочтении.

I – interactive – самоактивизирующая

N – noting – маркирующая

S – system – система

E – (for) effective – дляэффективного

R – reading and – чтенияи

T – thinking – размышления

Данный прием предполагает либо на полях в тексте, либо в табличной форме с последующим ее заполнением относить фрагменты текста, его абзацы к следующим категориям:

«V» – уже знал        

«+» – новое    

«–» – думал иначе   

«?» – не понял, есть вопрос

    Затем в парах, группах, фронтально осуществляется обсуждение отдельных категорий таблицы. Данный прием эффективно позволяет проверить задание для самостоятельной работы, заменив им традиционную задачу учащихся «прочитать параграф учебника».

Стратегия «Знаю – Хочу узнать – Узнал». Цель – развитие рефлексивности в процессе познания. Соотнесение школьниками известного и нового, определение своих познавательных запросов, обоснование их известной информацией.

1. Что мы знаем       

Что мы хотим узнать         

Что мы узнали и что нам осталось узнать

   

2. Категории информации, которыми мы намерены пользоваться:

3. Источники информации:

А.

1

В.

2

С.

3

D.

4

   

Вторую и третью части таблицы можно заполнить дома.

Задания по таблицам:

– Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы.

– Перечислите источники информации.

– Попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, выделите категории информации.

– Поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения.

– Познакомьтесь с текстом (фильмом, рассказом учителя).

– Ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите ответы в третью графу таблицы.

– Посмотрите, нельзя ли расширить список категории информации, включите в него новые категории.

– Поработайте с третьей частью таблицы. Создайте новую таблицу, в ней столько граф, сколько категорий информации вы выделили. Заполните их.

 Стратегия «Бортовой журнал». Это метод оценки качества обучения. Совмещение лекционной формы и самостоятельной работы учащихся. При использовании стратегии развивается навык фиксации потока информации, письменная речь, выделяется время для размышления над информацией, учащиеся больше общаются между собой, имеют возможность соотносить разные точки зрения на один и тот же текст, преподаватели могут определить, какая часть информации наименее понятна и кому она не понятна, могут определить, насколько учащиеся готовы к проверочным знаниям по той или иной теме.

Возможная схема использования стратегии:

1.  Учитель объясняет, каким образом необходимо работать с бортовым журналом.

2.  В течение 10-15 минут читает лекцию для всей аудитории.

3.  Учащиеся в течение 5 минут заполняют свои «бортовые журналы» (ключевые слова, рисунки, связь с опытом и т. д.).

4.  Учащиеся в парах, а затем в группе обсуждают содержание своих журналов, отвечают на вопросы друг друга, в некоторых случаях обращаются за консультациями к преподавателю (5-8 минут).

5.  Учитель обсуждает «бортовые журналы» со всей аудиторией, проясняет непонятные моменты, отвечает на общие вопросы, обсуждает с обучающимися связь информационного сообщения с реальной жизнью(5-10 минут).

6.  Учитель читает следующий отрывок лекции, и цикл повторяется. В заключение учащиеся выполняют задания журнала и оценивают свое участие в работе.

Схема заполнения журнала:

 

Имя _________________ Тема _______________________________________

 

Дата ________________ Время работы ________________________________

Ключевые понятия сообщения   

Рисунок или схема

   

Связи, которые я смогу установить: __________________________________

 

__________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________

 

Оставшиеся вопросы: _______________________________________________

 

__________________________________________________________________

 «Кроссворд». Его необходимо заполнить учащимся при работе с текстом. Данный подход позволяет использовать этот прием на стадии осмысления и более целенаправленно получать информацию.

 «Толстые» и «тонкие» вопросы. Используется на любой фазе урока, для самостоятельно учебной и домашней работы. Систематическое применение данного приема учит грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно.

 

«Толстые» вопросы

(на сравнение, анализ, синтез, оценку)

«Тонкие» вопросы

(простые, односложные, требующие простого ответа на уровне воспроизведения)

Объясните, почему…?

Когда? Что?

Почему вы считаете…?

Когда? Может…?

В чем различие…?

Будет…? Мог ли…?

Предположите, что будет, если…?

Было ли…? Согласны ли вы…?

На что похоже…?

Верно ли…?

«Взаимоопрос». Может использоваться на разных фазах занятия. Он направлен на то, что учащемся легче отвечать своему однокласснику, чем учителю. Снимается зажатость и страх перед ошибкой. Работа идет в парах, и обучающиеся спрашивают друг друга то, что требуется преподавателем, фиксируя правильные и неправильные ответы. Данный прием весьма эффективен при работе со «слабыми» учащимися, он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика. По-другому называется «парная работа» – два человека читают текст, останавливаясь после каждого абзаца и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном.

 «Двойной дневник». Страница тетради делится пополам. На одной половине выписывается цитата из текста, вызвавшая воспоминания, протест, ассоциации, на другой половине помещается собственный комментарий, поясняющий, что заставило записать именно эту цитату, какие мысли она вызвала, какие вопросы.

 

Рефлексия

«Возвращение к ключевым терминам». Сравниваются предположения и высказывания до чтения текста и сложившиеся у учащихся представления после работы с текстом.

«Предсказание». Учащимся предсказать, о чем пойдет речь в следующей главе, параграфе и т. д.

«Мой эпиграф». После текста приводится несколько эпиграфов. Учащимся предлагается выбрать «свой» и выбор пояснить в тетради.

«Синквейн». Используется на стадии рефлексии, он позволяет обучающимся проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту и т. п. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях (от фр. «пять», «поэтическое настроение, поэтическое дарование»). Эти стихотворение, состоящее из пяти строк:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные).

Третья строчка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия).

Четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строчка – синоним (метафора) из одного слова, которое передает суть темы.

Синквэйны очень полезны в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) средств оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства творческой выразительности.

  Прием “6 шляп”.

Для работы будем использовать идеи одного из известнейших исследователей механизмов творчества Эдварда де Боно, который разработал метод, обучающий эффективно мыслить и детей, и взрослых. Об этом методе вы можете прочитать в книге «Шесть шляп мышления» (СПб.: Питер Паблишинг, 1997).

Шесть шляп - шесть разных способов мышления.

 

Белая шляпа - белый цвет беспристрастен и объективен. В белой шляпе «варятся» мысли, «замешанные» на цифрах и фактах. Именно мышление в белой шляпе побуждает человека к установлению четкого разграничения того, что является фактом, а что объяснением или интерпретацией этого факта. Не аргументируйте без необходимости, помните, что есть факты, в которых мы убеждены, а есть проверенные факты. Если утверждение выстроено на основе убеждения, его следует подкреплять цифрами и фактами. В изложении фактов от надевшего белую шляпу ожидается полная бесстрастность и объективность

Красная шляпа - символ гнева, ярости и внутреннего напряжения. В красной шляпе отдадим себя во власть эмоций. Эмоции - это субъективное отношение к факту, которое нельзя не принимать во внимание. Когда человек надевает красную шляпу, это дает ему возможность сказать: «Вот что я чувствую по поводу данного вопроса». Самое трудное в использовании красной шляпы - это противиться искушению, объяснить возникновение у вас того или иного чувства.

Черная шляпа - черный цвет мрачный, зловещий, словом - недобрый. Черная шляпа покрывает собой все дурное. Это критика, доходящая до въедливости, негативизм и искренняя убежденность в том, что «никогда в жизни ничто не может складываться так, как надо». Образ мыслей в черной шляпе отличается строгой логикой и четкостью обоснования своей позиции, основывается на логике несоответствия того, что мы имеем, тому, как все это должно быть. Мышление в черной шляпе не имеет отношения к разрешению проблем, оно лишь указывает на их наличие. Надевающий черную шляпу занят поисками того, что в данном предложении неправильно, нуждается в доработке или просто ошибочно.

Желтая шляпа - солнечный, жизнеутверждающий цвет. Желтая шляпа полна оптимизма, под ней живет надежда и позитивное мышление. Образ мыслей «цвета солнца» - это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации, и построение позитивных умозаключений. Сделайте все возможное, чтобы найти обоснование своему оптимизму. Этот образ мыслей имеет еще и прямое отношение к предвидению.

Зеленая шляпа - символ свежей листвы, изобилия и плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей. Что примечательного в этой идее? Что в ней особенного? Что лежит в ее основе? Куда она нас приведет? Главное, что необходимо понять: мышление в зеленой шляпе направлено на активизацию движения нашей мысли, а не на вынесение суждения о рассматриваемой идее.

Синяя шляпа - синий цвет холодный, это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением мыслительным процессом, а также с применением шляп других расцветок. На чем сосредоточить свое внимание? Этот вопрос является главным для мышления в синей шляпе. Задача синей «мыслеварительной» шляпы заключается в обобщении всего достигнутого к настоящему времени, в предоставлении возможности надевающему ее человеку исполнить роль фотографа, бесстрастно фиксирующего плоды деятельности каждой из перечисленных выше шляп. Одной из основных обязанностей человека в синей шляпе является прекращение споров.

 «Рефлексивные вопросы». Заключается в наборе вопросов, которые можно задавать в конце занятия на стадии рефлексии. Данные вопросы носят эмпатийный характер и являются важным механизмом взаимодействия в группе, позволяющим получить эмоциональный отклик одной личности на переживания другой:

 

1.  Что показалось вам сегодня трудным?

2.  Каким способом была решена задача? Нельзя ли иначе?

3.  Что в изученном сегодня для вас самое главное?

4.  Какие мысли, прозвучавшие сегодня, созвучны с вашими?

5.  Что показалось неубедительным? С чем вы не согласны?

6.  Какие новые мысли, чувства у вас появились?

7.  Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов? Заметили ли вы свои успехи в…?

8.  Были ли моменты недовольства собой?

9.  Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста?

10.  Почему вы выбрали именно эти задания?

11.  О чем хотелось бы поговорить подробнее?

12.  Что бы вы хотели посоветовать своему учителю?

«Закончи предложение». Используется на стадии рефлексии. Позволяет ученикам оценить изучаемый объект, высказать свое собственное суждение и отношение. Например:

«Если бы я раньше знал про…, то…»;

«На мой взгляд, … – это…»;

«Самым интересным для меня на занятии было…».