Самоанализ урока как механизм его совершенствования

Психологический аспект  анализа урока.

Оцениванию подлежат следующие психологические компоненты образовательной деятельности:

- мотивация учеников и учителя;

- степень общей активности учеников;

- психодинамические характеристики учебной ситуации с точки зрения интенсивности воздействий, темпа и ритма, однообразия или разнообразия этих воздействий;

- эмоциональный фон и эмоциональная окраска отдельных временных отрезков урока;

- обоснованность чередования напряженности, расслабленности;

- преднамеренная и непреднамеренная активизация тех или иных психических функций; 

- дифференцированность нагрузки на учащихся с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого из них;

Наличие психологической гармонии или дисгармонии (контрастов) во взаимодействии участников учебного процесса;

- характеристика класса как малой социальной группы, преобладающая атмосфера взаимоотношений, оценок и норм в классе, наличие позитивных и негативных группировок по отношению к учителю и ученикам;

- содержание познавательной деятельности, последовательность и непротиворечивость учебного материала, система логических действий и психологических механизмов познания анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, индуктивный и дедуктивный способы и т.д.

При анализе управления внимания  учащихся на уроке необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Как стимулируется интерес к содержанию урока?

2. Как создается установка быть внимательным?

3. Как раскрыта практическая  значимость изучаемого на уроке материала. 

4. Как используются внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания (яркость, новизна, структурирование и пр.)?

5. Как организовано изложение материала (яркость, образность, эмоциональность речи, смена интонаций, новизна речевых форм)?

6. Как организована смена видов деятельности на уроке?

7. Как учитываются возрастные особенности внимания школьников?

8. Как формируется цель деятельности на уроке?

9. Как выбирается темп ведения урока?

10. Как организуется активность учащихся на уроке?

11. Как учитываются индивидуальные особенности в уровне развития внимания учащихся?

12. Как организована деятельность детей, у которых наблюдаются выраженные недостатки внимания: концентрации, устойчивости, переключения?

13. Как используются учителем собственные индивидуальные особенности в организации внимания учеников?

При анализе урока с точки зрения обеспечения качественного восприятия материала необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Как создается установка на восприятие преподаваемого материала?

2. Как контролируется и учитывается точность и полнота формирующихся в сознании учащихся образов?

3. Как учитывается фон восприятия при изложении материала?

4. Как используется прошлый опыт учеников при организации восприятия нового материала?

5. Как организуется совместная деятельность школьников при решении перцептивных задач?

6. Как организовано обучение перцептивным действиям?

7. Как учитываются индивидуальные различия в составе и степени сформированности перцептивных действий?

8. Как учитываются возрастные особенности восприятия?

9. Как учитываются закономерности развития восприятия?

10. Как учитываются различные виды восприятия?

11. Как учитываются процессуальные  характеристики  восприятия?

При анализе урока применительно к развитию мнемических особенностей учащихся  необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Формировалась ли на этом уроке установка на запоминание?

2. Какими приемами акцентировалось внимание учеников на подлежащем запоминанию?

3. Учитываются ли индивидуальные различия развития мнемических способностей конкретных учеников?

4. Как учитываются средние показатели запоминания с организацией учебной деятельности?

5. Как учитывается соотношение видов памяти по характеру психической активности (эмоциональная, двигательная, наглядно-образная, словесно-логическая)?

6. Как организуется материал для заучивания; дозировка по объему, распределение по времени, структурирование, языковое оформление?

7. Как учитываются эффекты проективного и ретроактивного торможения, реминисценция?

8. Как организуется повторение?

При анализе урока с точки зрения учета закономерностей функционирования и развития мышления необходимо ответить на следующие вопросы:      

1. Степень подготовленности урока с точки зрения создания у учащихся целей умственной деятельности.

2. Соответствуют ли заправляющие действия учителя на уроке закономерностям мыслительной деятельности учеников?

3. Какие средства используются при формировании интереса к изучаемому материалу в плане его опосредованного и обобщенного познания?

4. В какой мере формируются у учащихся на уроке общие приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, абстракция, сравнение, обобщение)?

5. Обучаются ли школьники в ходе урока приемам логической смысловой обработки материала?

6. Происходит ли в процессе объяснения (и ответа учащихся) выделение глав­ного в содержании изучаемого материала?

7. Используется ли на уроке установление связей между изучаемым материалом и личным опытов учащихся?

8. Вызывает ли изучаемый материал эмоциональное отношение учащихся, связывается ли содержание урока с мотивацией учебной деятельности школьников?

9. Используется ли на уроке коллективная мыслительная деятельность учащихся (мозговой штурм, разбор проблемной ситуации и т. п.)?

10. Учитывается ли учителем темп, гибкость, самостоятельность мышления?

11. В какой мере на уроке формируются  элементы творческого мышления?

12. Используются ли индивидуализированные формы заданий?

13. Какова общая оценка степени активности мышления  класса в целом и конкретных учащихся в  отдельности?

При анализе степени  включения в учебную деятельность воображения учащихся
необходимо ответить на следующие  вопросы:

1. Была ли создана на уроке творческая атмосфера, позволяющая в рассуждениях выходить за пределы постулированной данности?

2. Предпринимались ли попытки ос­мысления материала с опорой на представления образов материального мира?

3. Как учитывались особенности пространственных  представлений при чтении чертежей, схем карт и т. п.?

4. Присутствуют ли в изложении материала обращения к процессам словообразования, схематизации, гиперболизации, подчеркивания, типизации, попытки рассмотреть предметы и явления в новых сочетаниях и связях? 

5. Прибегают ли участники учебного  процесса к построению аналоги, какие  приемы при этом используются? 

6. Присутствует ли активизация фантазии школьников, побуждение увидеть  необычное в привычном?

Предыдущая страница                                                                                                       Следующая страница