Актуальные вопросы выявления и сопровождения детей,
проявивших выдающиеся способности
Основные понятия
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют и собственная активность ребенка, и психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования, а также реализации индивидуального дарования.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Социально-педагогическое сопровождение одаренных детей рассматривается как взаимосвязанная деятельность всех субъектов сферы образования и других социально ответственных структур, направленная на создание благоприятной образовательной среды, обеспечивающей интеллектуальное, творческое, социальное обогащение учащихся как в ОО, так и за ее пределами, способствующей развитию их потенциальных возможностей.
Тьютор – специалист, обеспечивающий разработку индивидуальных образовательных программ учащихся, сопровождающий процесс индивидуального образования в
школе, в системах дополнительного и непрерывного образования.
К группе одарённых детей могут быть отнесены те обучающиеся, которые:
а) имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
б) имеют доминирующую,
активную, не насыщаемую познавательную потребность;
в) испытывают радость от умственного труда, творческой деятельности и т.д.
Для одаренных детей характерна высокая скорость развития именно интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления.
Виды одарённости
По критерию "вид деятельности"
- в практической деятельности - одаренность в ремеслах, спортивная или моторно-двигательная одаренность может быть общефизической и специальной (в отдельном виде спорта).
- в познавательной деятельности - интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и т.д.), так называемая предметно-академическая одаренность. Также выделяют научно-исследовательскую, научно-техническую, инновационную одаренность.
- в художественно-эстетической деятельности - хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность;
- в коммуникативной деятельности - лидерская и социальная одаренность;
- в духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
По критерию "степень сформированности одарённости"
- актуальная одаренность - достигнутые показатели психического развития ребенка, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с общепринятыми возрастными и социальными нормами;
- потенциальная одаренность - наличие у ребенка определенных психических возможностей (потенциала) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, которые он не может реализовать в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности»
- общая одаренность - одаренность, проявленная по отношению к различным видам деятельности и выступающая как основа ее продуктивности;
- специальная одаренность - одаренность, проявленная в конкретных видах деятельности (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).
По критерию особенности возрастного развития
- ранняя одаренность;
- поздняя одаренность.
Решающими показателями выступают темп психического развития ребенка, а
также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде.
Модель тьюторского сопровождения детей,
проявивших выдающиеся способности