Единый урок Прав человека

Мысль о том, что у человека есть права и что они нуждаются в защите, возникла достаточно давно. Основным стимулом к ее развитию послужили последствия двух мировых войн. Жертвы, понесенные многими народами, были настолько велики, что всерьез заставили задуматься о будущем человечества. По окончании Второй мировой войны, с целью содействия выявлению путей предотвращения подобных катастроф в будущем, была образована Организация Объединенных Наций. В Уставе ООН закрепляется, что основная задача новой организации заключается в том, чтобы «избавить грядущие поколения от бедствий войны» и «вновь утвердить веру в основные права человека». 4 декабря 1950 года на Пленарном собрании  Генеральная  Ассамблея ООН официально установила отмечать 10 декабря   Всемирный день прав человека (Human Rights Day). Всем государствам и заинтересованным организациям было предложено принять этот день и проводить соответствующие мероприятия.

Во Всемирный день прав человека принято уделять внимание не только личным правам человека, но и в глобальном смысле средствам защиты, с помощью которых человечество стремится остановить голод и нищету, рост международной преступности и наркомафии, СПИД и другие опасные явления, а также отразить угрозу термоядерной катастрофы и экологического кризиса. Все люди на Земле должны быть допущены к обладанию существенными материальными и духовными благами. Здесь большую роль играет государство, т.к. оно с самого начала развития цивилизаций стояло у истоков письменного оформления не только обязанностей своих жителей, но и прав.

Всеобщая Декларация прав человека стала базовым международным кодексом в области прав человека, на основе которого осуществлялась разработка других международных соглашений. В настоящее время Декларация опубликована более чем на 360 языках. В Декларации выделены гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права человека.

Главную мысль Декларации кратко можно выразить так: у каждого человека на Земле есть его неотъемлемые права, они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира. 

Права и свободы человека в России закреплены в главе 2 Конституции России «Права и свободы человека и гражданина». Гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Права связаны с обязанностями. Обязанности гражданина Российской Федерации:

Соблюдение законов (ст. 15, ч. 2)

не допускать нарушения прав и свобод др. лиц при осуществлении своих прав и свобод (ст. 17, ч. 3)

заботиться о своих детях, их воспитании (ст. 38, ч. 2)

по достижении 18 лет заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ст. 38, ч. 3)

Охрана исторических и культурных памятников (ст. 44, ч. 3)

Уплата налогов (ст. 57)

Охрана природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам (ст. 58)

Защита Отечества (ст. 59, ч. 1)

Контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц России осуществляет уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в соответствии с Конституцией России. 
Дискриминация запрещена законом.

В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Процедура рассмотрения указанных обращений установлена Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

С предложениями, заявлениями и жалобами по интересующим граждан Российской Федерации вопросам можно обращаться, в частности, в следующие федеральные органы:

 Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций,

– Правительство Российской Федерации,

– Верховный Суд Российской Федерации,

– Генеральная прокуратура Российской Федерации,

– Главная военная прокуратура,

– Следственный комитет Российской Федерации,

– Министерство внутренних дел Российской Федерации,

– Министерство юстиции Российской Федерации,

– Министерство здравоохранения Российской Федерации,

– Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации,

– Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации,

– Министерство обороны Российской Федерации,

– Министерство образования и науки Российской Федерации,

– Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,

– Министерство культуры Российской Федерации,

– Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации,

– Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,

– Министерство транспорта Российской Федерации,

– Федеральная миграционная служба,

– Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,

– Федеральная служба по тарифам,

– Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков,

– Федеральная служба безопасности Российской Федерации,

– Фонд социального страхования Российской Федерации,

– Пенсионный фонд Российской Федерации.

 

 

Предлагаем вам ответить на вопросы теста

 

ТЕСТ

1. Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ?

А )  забота о нетрудоспособных родителях;

Б) оформление права собственности на жилье;

В) использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности;

Г) указание в документах своего вероисповедания.

 

2. Продолжите фразу: «До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более…»

А) 24 часов;

Б) 48 часов;

В) 12 часов;

Г) 8 часов.

 

3. Может ли гражданин РФ быть лишён права иметь российское гражданство?

А) да, если в отношении данного гражданина есть приговор суда о лишении его свободы;

Б) да, но только в тех случаях, если доказано, что действия данного гражданина направлены на насильственное изменение основ конституционного строя;

В) никто из граждан РФ не может быть лишен гражданства РФ;

Г) да, но только в тех случаях, когда данное лицо проживает заграницей.

 

4. С какого возраста наступает уголовная ответственность за все виды преступлений?

А) с 12

Б) с 14

В) с 16

Г) с 18.

 

5. Свобода совести означает:

А) никто не может принуждаться к выражению своих убеждений или отказу от них;

Б) право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой;

В) право свободно указывать свою национальную принадлежность;

Г) свобода литературного, художественного и иных видов творчества.

 

6. Свобода человека предполагает:

А) полную независимость от общества;

Б) возможность делать собственный выбор;

В) действие в соответствии с обстоятельствами;

Г) самоизоляцию от социального окружения.

 

7. Что гарантируется каждому Конституцией РФ?

А) Оплачиваемый ежегодный отпуск;

Б) Ежеквартальная премия по результатам работы;

В) Бесплатное высшее образование при окончании средней школы.

 

8. Когда гражданин РФ приобретает основные права и свободы?

А) В момент рождения;

Б)  В 14 лет;

В) В 18 лет.

 

9. В магазине Вы видите товар с ценником, цена устраивает, идете на кассу - а там говорят, что ценник на самом деле старый и цена совсем другая уже. Вы возмущаетесь и требуете продать вещь с обозначенной ценой. Правомерны ли Ваши действия?

А) Да;

Б) Нет

 

10. На улице к вам подошел полицейский и попросил показать документы. Ваши действия?

А) Буду сопротивляться;

Б) Полицейский должен сначала сам показать свои документы;

В) Полицейский не имеет права просто так подойти и попросить документы.

 

 

Ответы

 Озабоченность мирового сообщества состоянием дел с развитием, воспитанием и образованием детей нашла отражение в правовых документах, принятых ООН:

- Декларации прав ребенка 1959 года;

- Конвенции о правах ребенка 1989 года.

Содержание названных документов в полной мере относится и к каждому, кому нет  18 лет, поскольку именно этот возраст,  по критериям ООН, считается детством. Вы должны знать, что Конвенция о правах ребенка и другие общепризнанные международные документы гарантируют всем детям планеты право воспитываться и развиваться физически и духовно в здоровых и нормальных условиях свободы и достоинства. Вы должны знать, что ребенок с момента появления на свет имеет право:

  • получить гражданство РФ;
  • приобрести Фамилию, Имя, Отчество;
  • иметь родителей и общаться с родственниками;
  • получать воспитание, образование, медицинскую помощь;
  • рассчитывать на защиту прав и интересов посредством действий, осуществляемых законными представителями и органами власти, в том числе от противоправных действий третьих лиц и насилия;
  • получать наследство;
  • свободно выражать свое мнение, выбирать вероисповедание, получать информацию для развития;

и т. д.

Общество и государство обязаны защищать детей от жестокости, не допускать, чтобы возложенная на них работа затрудняла их развитие. Однако ребенок тоже должен осознавать и то, что вместе с правами на него возлагаются и обязанности перед обществом, государством и близкими.

 

Викторина “Права литературных героев”

 

1) В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Серая шейка”, “Красная Шапочка”, “Дюймовочка”, “Сказка о рыбаке и рыбке”.)

2) Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (“Три поросенка”, зайка из русской народной сказки “Ледяная избушка”.)

3) Героини каких сказок воспользовались, правом свободного передвижения и выбора местожительства? (“Лягушка-путешественница”.)

4) В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? (“Дюймовочка”.)

5) В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”.)

6) Какие литературные герои воспользовалась правом на свободу мирных собраний? (“Бременские музыканты”, “Квартет”, “Белоснежка и семь гномов”.)

7) Какой известный литературный герой воспользовался правом на труд, причем обеспечил себе и другим свободный выбор работы и справедливые условия труда? (Том Сойер.)

8) В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? (“Мороз Иванович”, “Госпожа Метелица”, “Сказка о попе и о его работнике Балде”.)

 

9) У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка.)

 

ОТВЕТЫ