Урок финансовой грамотности для учащихся 1-4 классов

(По материалам книги Евгении Блискавки «Дети и деньги»)

 

Что такое деньги?

 

У каждого есть свои мечты! Новая игра, книга, велосипед, компьютер, новое модное платье, сумочка или украшение. А может быть, ты мечтаешь о путешествии в какой-нибудь город или страну? Или хотел бы завести домашнего питомца? В мире много интересных и полезных вещей, сложно выбрать что-то одно. И, как правило, на исполнение наших желаний нужны деньги.

 

 

Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации…

 

…когда мужчина ходил охотиться на мамонта, а женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать различные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого – наоборот.

И пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне – большшой горшок для варки похлёбки. Так появился бартер – предшественник современных денег.

Бартер - обмен товарами или услугами

 

Всем бартер хорош, но иногда он никак не может помочь...

 

Как быть, если охотник за зайцами хочет получить мешок сушёных ягод, но собирателю ягод не нужен заяц? Выходит поменяться они никак не могут. Чтобы выходить из подобных ситуаций, люди и придумали деньги. Сначала роль денег выполняли разные предметы: камушки, ракушки, меховые шкуры, зерно или соль. Потом появились монеты, а следом за ними и бумажные деньги.

 

Что бы ты не обменивал – игрушки на карандаши или деньги на булочку в школьном буфете, - очень важно понимать, что в основе обмена лежит труд. У каждого человека – своя трудовая деятельность и свои результаты труда. И этими результатами люди могут меняться между собой. А деньги нужны для того, чтобы этот обмен был максимально быстрым и удобным.

 

Деньги, которые люди получают за свой труд называют заработной платой

 

Когда мы приходим в магазин, мы можем поменять результаты своего труда на различные товары, созданные трудом других людей. Фрукты и овощи выращивают агрономы и другие работники сельского хозяйства. Молочные продукты и мясо производят фермерские хозяйства. Мебель собирают на мебельной фабрике. Одежду шьют на швейных и трикотажных фабриках, и так далее.

 

Однако нам нужны не только товары, но и услуги, например обучение в школе или медицинская помощь. Они тоже являются результатом труда других людей. Мы можем купить технику для дома, а если захотим путешествовать, то покупаем билеты на поезд или самолёт, ещё мы покупаем билеты в кино, театр, музей, на выставку…

 

Какие они бывают деньги?

 

 

Для того чтобы уметь распоряжаться деньгами, очень важно уметь их различать и считать! В России деньги называют рублями, они бывают в виде бумажных денег (купюры или банкноты) и монеток.

Признаки настоящих денег

На каждой монете и купюре есть цифра – это так называемый номинал. Он обозначает покупательную способность купюр.

 

Умение правильно считать деньги – очень важное. Оно необходимо каждому человеку. Совершая любую покупку, даже самую маленькую, нужно посмотреть, какие деньги есть у тебя в распоряжении (то есть в кошельке) и как собрать из них необходимую сумму для покупки. Если ты даёшь продавцу сумму которая больше стоимости товара или услуги, то нужно посчитать размер сдачи (то есть понять, сколько денег тебе должны вернуть).

 

 

Запиши, какими монетами и купюрами ты можешь рассчитаться за указанные в таблице товары?

 

Ручка

Журнал

Ластик

Мороженное

Билет в кино

Булочка

30 рублей

150 рублей

10 рублей

46 рублей

235 рублей

17 рублей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реши кроссворд "Такие разные деньги"

1 - денежная единица Еврозоны.

2 - денежная единица Бразилии.

3 - денежная единица Чехии.

4 - денежная единица Монголии.

5 - денежная единица Болгарии.

6 - денежная единица Вьетнама.

7 - денежная единица Венгрии.